Первым делом — самолеты. История легендарной стюардессы

Стюардесса Татьяна Виноградова. © / Кадр youtube.com

«Какая еще стюардесса? Мы на вас такие надежды возлагали, хотели рекомендацию в институт дать, вы настоящий врач!» — заведующая отделением отчитывала семнадцатилетнюю акушерку Татьяну Виноградову, словно та совершила непоправимую ошибку.

   
   

Теперь-то ясно: ошибкой было бы остаться в медицине, ведь именно самолеты стали ее судьбой. 22 года она летала стюардессой, общий стаж в авиакомпании 3 мая этого года составит 56 лет. Татьяна Виноградова — легенда «Аэрофлота».

Хотя, если честно, заведующая послеродовым отделением НИИ акушерства и гинекологии была права: и врач из Виноградовой получился бы первоклассный, даром что в медучилище после семилетки Татьяна пошла за компанию с подругой. В свои 17 она безупречно делала внутривенные уколы, не боялась крови, не была брезглива. «Мама, почему вы засыпаете на ребенке, вы же его придавите?! А вы почему не сцеживаете молоко?» — нянечки не любили дежурить в одну смену с «маленькой», Виноградова «строила» отлынивающих от обязанностей. Уже тогда была неравнодушной к людям и считала своим долгом помогать.

— Однажды к нам попала бортпроводница Марлена. Понаблюдала за мной. И вдруг говорит: «Татьяна, вы так хорошо ко всем относитесь. Не хотите быть стюардессой? Уверена, вас возьмут сразу, тем более — с медицинским образованием». А я даже на самолете ни разу не летала.

Дождавшись восемнадцатилетия, Татьяна приехала на собеседование. И сразу понравилась кадровику. Но оказалось, что в стюардессы берут с 19. «То есть я сейчас глупая, а через год поумнею и вы меня возьмете?» — невозмутимым голосом спросила она. «Да я бы вас хоть сейчас взял! Приезжайте на следующей неделе. Будет командир отряда, замполит...»

— «Делаем вам исключение, так что не подведите! И чтобы рано замуж не выскочили!..» — предупредили меня.

   
   

Случайная встреча

Три месяца в НИИ не отдавали трудовую книжку: заведующая отделением надеялась, что Татьяна одумается. А ей стыдно было признаться, что стюардессы получают больше...

Это был не тот меркантильный интерес, которым измучены современные выпускники школ. Родители Татьяны развелись, она жила с мамой и младшим братом. Трудилась на полторы ставки. А получала все равно мало.

— 14 мая 1962 года состоялся мой первый рейс. Москва — Хабаровск. ТУ-114. Бригадир представила меня коллективу, а опытный стюард парировал: «Господи, уже из детского сада брать стали!» У меня была коса до пояса и рост 161 см...

Новая работа понравилась сразу. Казалась необыкновенной, сказочной. Под стать неутомимой жизнерадостной северянке.

— Мама моя из поморов, папа — из карелов. В трехмесячном возрасте родители перевезли меня из Архангельска в Москву. С детства я любила танцевать, петь. В школе говорили: будет артисткой. Но я еще хорошо плавала, ныряла. С тарзанки через пруд прыгала. Северную Двину подростком переплыла — бабушка ругалась на чем свет стоит: «Я тебя накажу!» А мне, отчаянной, интересно было: смогу или нет?

Первое время Татьяна еще скучала по роженицам. Бывало, даже слезы утирала: эх, подежурить бы ночью. Но ее взлет по карьерной лестнице был таким стремительным, что времени для ностальгии уже не оставалось. Очень скоро самой юной стюардессе стали поручать ответственные рейсы. С официальными делегациями. Параллельно Татьяна экстерном сдала экзамены на получение аттестата о среднем образовании, позже — после восьмичасовых рейсов, в состоянии джетлага — бежала на курсы английского. Жизнь была наполненной, интересной. Перфекционистка, безумно требовательная к себе, Виноградова раздражала многих своей правильностью. Но начальство ценило ее. Любовь и преданность были нужны везде.

— Кем я только не работала! Бригадиром, инструктором, старшим бортпроводником, директором службы. Курировала цех питания и службу бортпроводников. Занималась рекламой. Вместе с дизайнерами разрабатывала модели одежды для экипажа. И мысли уйти из «Аэрофлота» не возникало!

Словно в награду за преданность профессии в 1966 году подвернулся Татьяне счастливый случай. Хотя понятно, что ничего случайного в жизни не бывает. Однажды в авиакомпанию приехал ассистент Сергея Герасимова, который готовился снимать фильм «Журналист».

— Не успела войти в кабинет — он улыбнулся: «Ой, ну это то, что нам надо! Ждем вас завтра!» На следующий день меня встретил Сергей Аполлинариевич: «Какая хорошая Татьяна к нам приехала! Что ж, будем сниматься». Я должна была с напитками подойти к Тамаре Федоровне Макаровой и Юрию Васильеву. Но мне выдали такой поднос и такие фужеры, что я наотрез отказалась с ними сниматься. Привезла из Шереметьево наши. Два дня отработала в студии стюардессой, Герасимов даже похвалил. Позже мы встретились с ним и Тамарой Федоровной на рейсе в Токио. Расцеловались. И после ужина целый час беседовали...

Татьяна Виноградова. Фото: Кадр youtube.com

46 лет вместе

В 1970 году «Аэрофлот» впервые участвовал в Международном конкурсе бортпроводников. В Будапешт отправили Татьяну Виноградову. А там чем только не испытывали нашу стюардессу! Имитацией турбулентности, каверзными вопросами про собачку, которую надо напоить в салоне самолета, стрельбой в тире, верховой ездой... Хотя приз «Самая обаятельная» ей можно было бы вручить и без этих испытаний. Сказав, что будет счастлива станцевать чардаш на его родине, она тут же очаровала зрителей и членов жюри. После конкурса фотографии советской стюардессы — гордости страны и авиакомпании — появились повсюду. Был заказан портрет Татьяны для плаката «Летайте самолетами „Аэрофлота“», ростовые рекламные стойки — для представительств за рубежом.

— Благодаря этой стойке и общим друзьям — Натану и Люде — я познакомилась с будущим мужем. Альфред был очень настойчив. Люда звала меня в гости, но я оканчивала «иняз», мне было не до женихов. «Он такой интересный! Красивый, интеллигентный», — уговаривала она...

Первым делом — самолеты, работа, учеба. Поклонники — потом. Целый год дирижер Альфред Мишурин добивался руки и сердца Татьяны. А ведь у него — постоянные гастроли, у нее — полеты. Мужчина даже просил друзей, чтобы девушку опекали. Но те... влюблялись и готовы были сами сделать ей предложение. Однажды Альфред сказал: «Все равно ты будешь моей женой...» 1 октября 1971 года это наконец случилось. Новоиспеченный муж сыграл несколько тактов марша Мендельсона и уехал на гастроли. А Татьяна отправилась в недельный отпуск... Несмотря на разность профессий, у них было много общего. Они обожали джаз, часто бывали на концертах.

— Прекрасный музыкант, профессор консерватории, человеком Алик был ревнивым и непростым. Часто шутил: «У нас нет ни мамы, ни жены, только стюардесса». К счастью, он понимал, что я не смогу сидеть дома и варить щи. И, когда мы расписывались, благородно позволил: «Виноградинка, можешь оставить свою фамилию». А я всегда была терпелива и не любила ссориться. Мы прожили 46 лет. Но четыре месяца назад Алика не стало...

Татьяна Виноградова. Фото: Кадр youtube.com

На одном из семейных юбилеев Татьяна Сергеевна спела на сцене с Бисером Кировым. В молодости на одном из рейсов на нее положил глаз Валерий Брумель. Позже они встретились в институте Склифосовского: он — на костылях, она — со сломанной рукой. Принимать роды на борту акушерке Виноградовой, правда, не довелось. А вот спасала людей не раз. С коротким отрывом от «производства» даже сына родила. Выпустила две детских книги. Сочиняет стихи. Одному не смогла научиться за всю жизнь: нормально отдыхать.

Сегодня Татьяна Виноградова — советник директора Департамента обслуживания на борту. «Что позволено на паровозе, в воздухе — импосибл», — учит она юношей и девушек. Безопасность — главное. Но не менее важно бортпроводнику быть собранным, терпеливым. И любить людей.

— Когда лечу куда-то, бригаду предупреждают: с вами Татьяна Сергеевна. Бортпроводники знают: ко мне можно прийти с любой бедой, посоветоваться. И я не представляю, как жила бы без любимой работы...