Военную технику лучше видно по телевизору. Но если 9 мая хочешь рассмотреть на Красной площади людей, нужно идти туда самому.
Судьба артиллериста
На трибуне справа от Мавзолея в первом ряду сидел еще крепкий старик. Геннадий Насонович Гейсакович, 95 лет, коренной ленинградец:
«Я служил артиллеристом-вычислителем, готовил данные для стрельбы тяжелой артиллерии. Для гаубиц калибра 152 миллиметра. Участвовал в прорыве Блокады с той стороны, изнутри кольца. Под Нарвой был ранен, левый локоть разворотило осколком. В медсанбате сказали, что с рукой могу прощаться. Но повезло — в госпиталь попал в Ленинград, к квалифицированному хирургу, женщине. Руку она мне спасла, но 3 месяца ходил в гипсе. Потом рука долго не разгибалась.
Дослуживал уже во Внутренних войсках, но повоевать пришлось — с бандеровцами на Украине. Демобилизовался в 1946-м в звании сержанта».
Судьба ракетчика
Рядом другой старик со значком реактивной артиллерии. Юрий Андреевич Семичковский, гвардии рядовой, служил в подразделении легендарных «Катюш».
«Собственно, „Катюшами“ на фронте называли гвардейские минометы системы БМ-13. А были у нас и БМ-8, и БМ-31. Воевал я не то чтобы долго, на фронт попал только в 1945 году. Я из последнего воевавшего призыва, 1927 года рождения. Войну закончил в Австрии, потом дослуживал в оккупационных группах войск в Венгрии и Чехословакии. Что еще сказать: коренной москвич участник обороны столицы».
Судьба морпеха
Он распахнул легкий летний плащ, под которым блеснул Орден Славы. Иван Иванович Ганин, ветеран двух фронтов и трех армий.
«Я родом из-под Волоколамска. Там и встретил начало войны, когда пацаном был. Знаменитые панфиловцы, про которых недавно новый фильм сняли, погибли на моих глазах. После этого стал „сыном полка“ в воинской части, которая в Наступлении под Москвой участвовала. С ней попал под Сталинград. Приписал себе годы, получил сержанта. В Сталинграде водил в атаку морскую пехоту, а войну закончил уже танкистом в Братиславе. После войны много где еще служил — в общей сложности 17 лет. Имею 40 наград».
Судьба волонтера
На Параде Победы ветеранов опекали совсем юные парни и девушки в бело-синей форме. Александр Сидоренков участвует во всероссийском общественном движении «Волонтеры победы» уже более полутора лет:
«Чтобы попасть к нам, достаточно оставить свои контактные данные на нашем сайте в интернете. С вами свяжутся и расскажут, в каких акциях можно принять участие в ближайшее время. Сегодня в задачи волонтеров входила встреча ветеранов на контрольно-пропускном пункте и помощь в том, чтобы добраться до трибуны и обратно. Некоторые ветераны уже сильно в возрасте, с ними лучше посидеть на трибуне, подержать за руку, поговорить, выслушать. К сожалению, многие из них очень одиноки».
Судьба монаха
Уже после окончания парада, когда гости и войска расходились, увидел посреди Красной площади фигуру высокого монаха. На правой стороне груди — две нашивки за тяжелое ранение. Не молод, но до ветерана Второй мировой войны явно не дотягивает. Кто вы, отче?
«В монашестве инок Киприан, в миру Валерий Анатольевич Бурков. В летном училище учился на штурмана бомбардировщика Ту-16. Но в Афганистане служил передовым авианаводчиком. Это редкая (нас на весь Ограниченный контингент совсем немного было) и довольно опасная военная специальность. Если коротко, надо поближе к душманам подобраться, хорошо спрятаться и корректировать работу авиации. Однажды не повезло — подорвался на мине. Оторвало обе ноги. С авиацией пришлось расстаться. Зато открыл дорогу к Богу.
Парад сегодня красивый. И ребята, и девчата прошли здорово! „Ура!“ от души кричали. Техника мощная, новая. Жаль, воздушную часть парада по метеоусловиям отменили. Я бы посмотрел, ведь летчики „бывшими“ не бывают, даже если они монахи».
Уже когда отходил, попрощавшись, я увидел на левой стороне его рясы звезду Героя Советского союза.