В хуторе Аргатов Усть-Лабинского района завершился фестиваль «Александровская крепость» — два дня здесь пели, плясали, осваивали традиционные ремесла, катались на лошадях, наблюдали за героями Гоголя и Шолохова.
Пелагея вместо Манижи
Начало октября выдалось жарким даже по кубанским меркам — в субботу синоптики обещали днем почти 30 градусов, но на солнце явно было больше. Воскресное утро выдалось более прохладным, но к обеду температура вновь поднялась. Впрочем, жара посетителей крупнейшего отечественного фестиваля казачьей культуры «Александровская крепость», организованного фондом «Вольное дело» Олега Дерипаски, явно не смущала — люди к такой погоде оказались готовы. Женщины сидели с зонтами, мужчины в головных уборах, а казакам в форме жара нипочем.
Фестиваль «Александровская крепость» — финальный аккорд одноименного конкурса казачьей песни. Фольклорные коллективы России с июля показывали жюри мастерство исполнения, оценивали участников в первую очередь по достоверности воссоздания песенных, инструментальных и хореографических традиций казачества.
«Мы получили более двухсот заявок, — рассказал координатор конкурса Антон Зудин. — Допустили 152 участника, в финал пробились 50 коллективов. География — максимально широкая, все казачьи регионы — Дон, Терек, Кубань, Урал, Сибирь. Области Юга России — Белгородская, Воронежская. Отмечу рост мастерства исполнителей, связан он с проведением предварительных мастер-классов».
Лучшие коллективы попали на главную сцену фестиваля, где выступили вместе с Пелагеей, Сергеем Старостиным, группой «Отава Ё» и другими.
Кстати, Пелагея в последний момент сменила в статусе хедлайнера Манижу. Изначально именно участница «Евровидения» должна была выступать на фестивале, но ее кандидатура вызвала протесты казаков после отъезда из России и критики специальной военной операции.
Гоголь и ремесла
«Александровская крепость» — гораздо больше, чем песенный фестиваль. Слева от входа главная сцена, справа — огромная площадь мастеров. Здесь на глазах гостей кузнецы куют подковы, мастерицы прядут и ткут, делают традиционные изгороди из лозы, к гончарному кругу — очередь из желающих попробовать себя в этом деле. Каждая мастерская — не просто показывает, а еще и приглашает присоединиться.
«Папа, можно мне?» — теребит отца мальчуган, показывая на угли кузнеца. И уже через пару минут он небольшим молотком стучит по заготовке, похожей на острие стрелы. Старший кузнец, заметив подошедшего к лавке первого атамана Кубанского казачьего войска Владимира Громова, спешит показать и качество своей шашки, и умение ей орудовать.
«Хватит, умеешь», — говорит атаман, когда бутылки с водой, мелко порезанные острой шашкой, разлетелись в разные стороны.
«А у вас такие казаки е?» — с улыбкой спрашивает старший кузнец. И тут же находится еще один мастер владения шашкой.
Младший, Алексей, журит молодого человека, взявшего без спросу шашку со стола: «Вы, когда в гости приходите, тоже так себя ведете? Сначала познакомиться надо, разрешения спросить». И с улыбкой разрешает взять в руки оружие, приговаривая: «Шучу, просто шашка острая, а рядом дети».
По соседству очередь к гончару Анатолию Квашину — покрутить его круг ногами и помять глину хотят в основном дети. И очень хотят — очередь уже на час расписана. Но каждому мастер уделяет внимание, подробно рассказывает, показывает, а затем ставит на стол сохнуть поделку, сделанную ребенком.
«Старшая дочь в казачьем классе учится — из-за нее, собственно, и приехали, — говорит Михаил Самойленко из Краснодара, держа на руках младшую дочку. — И не пожалели. Все очень нравится. Старшей особенно гончарный круг и музыка — она только такую слушает, а не современную».
Дальше, за зоной ремесел, ожившие персонажи Гоголя и Шолохова. «Тихий Дон» актеры разыгрывают в стоге сена. Действие «Тараса Бульбы» происходит на... площадке от настольного хоккея. Актеры двигают по ней нужные фигуры, рассказывая историю. И когда Тарас убивает Андрия, на фигуру надевают небольшой гробик. Тут же Хома Брут и панночка, утопленницы, другие персонажи Николая Васильевича. А в углу, за столом, на котором лежит бумага и перо, сидит и сам Гоголь. Точнее, актер, его играющий, и каждому, кто с ним фотографируется, дарит конфеты с изображением писателя.
Чуть поодаль — лекторий, где рассказывают об истории казачьего костюма и секретах приготовления правильного борща. И шатер для кинопоказов — здесь после открытия фестиваля демонстрировали классический «Тихий Дон» — тот самый, 1957 года, с Петром Глебовым в роли Григория Мелехова и Элиной Быстрицкой-Аксиньей. Вместе со всеми смотрит фильм Григорий Мелехов из современной экранизации великого романа — Никита Ефремов. И после он отвечает на вопросы зрителей.
Особая роль казачества
Слева от главного входа — главная сцена. Вместо зрительских кресел — тюки сена, на которых расположились люди. Финалисты песенного конкурса из Красноярска, выступив, сетуют на погоду: «У нас уже снег идет». Пока небольшой перерыв, дети выстраиваются у небольшой колоколенки и пытаются играть на колоколах. Правильно делать это может научить Сергей Медведев, руководитель школы звонарей, приехавший на фестиваль из Воскресенска.
«Этому искусству в России больше тысячи лет, — рассказывает он. — У нас в стране много разных звонов: московский, владимирский, ростовский, крымский и т. д. И все они отличаются мелодичностью. Московские, например, быстрые и звонкие. Южные, в том числе крымский, ростовский, более тихие и долгие».
Пока звонарь рассказывает, к площадке подходит главный организатор фестиваля, Олег Дерипаска. Первым делом он фотографируется со школьниками из местного лицея для одаренных ребят, построенного в районе. В это время подвыпивший мужчина тоже просит фото. Несколько крепких ребят с внимательными взорами и гарнитурой в ушах явно напрягаются и готовы уже вмешаться, но, следуя невидимому знаку, пускают, и бизнесмен еще некоторое время беседует с людьми.
На следующий день бизнесмен вновь на фестивале — вместе с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым они обходят все площадки. Уже на выходе к ним подошла девочка с бабушкой и, показалось, будто что-то подарила.
«Нет, мы просто сфотографировались и спасибо за праздник сказали, — после рассказала бабушка Людмила с внучкой Настей Макаровой. — Это просто Настя показала, что на фестивале сама сделала». В руках у девочки — вырезанная из дерева птица, раскрашенная в цвета российского флага. Бабушка с внучкой и подругой, тетей Аллой, приехали в хутор Аргатов из Краснодара на бесплатном автобусе.
«Все хорошо, жаль, на финальный концерт не останемся — последний автобус уже в четыре уезжает обратно, — сетует женщина. — Но все равно огромное спасибо, и мы, старые, и внучка время прекрасно провели».
Во время церемонии открытия поздравил гостей глава района Сергей Запорожский. Режиссер Никита Михалков — с помощью видеообращения, в котором говорит о трагической истории казачества, о его особом мире — православном, самостоятельном, не желающем подчиняться чужой воле. И о том, что фестиваль помогает распространять казачью культуру по всей стране.
После небольшой торжественной части на сцену вышел Московский казачий хор. Среди песен — «Казачья лезгинка», или «Ойся, ты ойся». В исполнении хора она звучит в первый раз за день, в тот же день посетители услышали еще два варианта ее исполнения. Последний, когда солнце уже село, в исполнении известной фолк-группы «Отава Ё».
В воскресенье на сцене были уже другие коллективы, в том числе победители песенного конкурса во всех номинациях: соло, ансамбль 2-3 человека и большой фольклорный коллектив; и всех возрастных группах. Кульминацией фестиваля стало выступление Пелагеи.