Он слушал природу. Андрей Болотов создавал парки с русской душой

Андрей Тимофеевич Болотов. © / Commons.wikimedia.org

Древний парк зарос снытью, на клумбах простенькие цветочки, одичавшая сирень и скромные розовые кусты. Рулады лягушек. Липовая аллея (ну куда без нее в русском саду?). Вязы, три века назад не интересовавшие крестьян, потому что в хозяйстве были бесполезны, а потому сажались для красоты, окаймляли, по моде тех времен, барские усадьбы. Небо, огромное небо как элемент пейзажа. Каскады прудов тоже неизбежный атрибут. Река внизу только угадывается, ее не видно, но почему-то было бы странно, если бы ее там не оказалось. Простой барский дом над обрывом.

   
   
Усадьба Андрея Болотова в Дворяниново. Фото: Кадр youtube.com

Спустя 200 лет мы продолжаем видеть в Дворяниново русскую усадьбу – все эти холмики, террасы, склоны, дубы, лиственницы. Хотя Андрей Тимофеевич Болотов не называл себя дизайнером, а величал «паркостроителем», все подтверждает правоту его подхода к созданию парков.

Новатор

Основной статьей доходов помещика Андрея Болотова и предметом его интересов как ученого – были яблоки. Он создал «Яблочные книги», где описал более 600 сортов яблони, причем собственноручно сделал к ним иллюстрации плодов акварелью – в натуральную величину! Кстати, он был в полном смысле слова жителем сельской глубинки. Большую часть жизни почти безвылазно провел в своем Дворяниново.

Усадьба Андрея Болотова в Дворяниново. Фото: Кадр youtube.com

Тем не менее другого такого экспериментатора трудно вообразить. Андрей Тимофеевич стал чуть ли не первым в России, кто начал есть помидоры. До этого их сажали на клумбах в декоративных целях, для красоты. Легенда гласит, что его 4‑летний сын случайно съел «любовное яблочко» (так их называли). Домашние испугались – умрет! Не умер. Тогда Андрей Тимофеевич разрезал еще одно «любовное яблочко» на четыре части и съел их с интервалом в 15 минут. Мало того что не умер – понравилось! Стал разводить помидоры на еду. То же и с картошкой – умом и хитростью «продвигал» среди крестьян новый продукт. Разноплановая работа Болотова сделала его одним из основоположников русской агрономической науки.

Кабинет физиотерапии
В жизни А. Болотова было много поразительных страниц. Чего стоит история о том, как в Богородицке он проводил сеансы физиотерапии – лечил людей «электрическим аппаратом», который увидел и зарисовал в Германии, а потом воспроизвел по чертежам дома (ХVIII век – и физиотерапия в российской глубинке!).

«Паркостроитель»

Андрей Болотов восхищался родными пейзажами, а вошедший в моду регулярный стиль парков призывал использовать с осторожностью. Он считал, что парк должен рождаться естественным образом: сначала нужно просто расчистить лес, а потом постараться максимально использовать существующий рельеф и характерные для этой местности растения.

Дворец-музей графа Бобринского в Богородицке. Фото: Кадр youtube.com

В 1773 году Андрей Тимофеевич получил предложение стать управляющим некоторых земель в Тульской области, принадлежащих Екатерине II, в том числе Богородицкой волости. Он прожил там больше 20 лет и оставил большой след в жизни города. Но самым ярким проектом «паркостроителя» Болотова стал парк усадьбы в Богородицке. О нем рассказывали чудеса и называли «русским Петергофом». Разбил он его всего за два года на холмах, спускающихся к большому пруду. Парк был не только объектом ландшафтной архитектуры, собранием красиво расположенных растений, но и инженерным сооружением. Вода переливалась по каскадам прудов и с шумом разбивалась в водопадах. В укромных уголках и площадках, откуда открывался красивый вид, Андрей Тимофеевич устроил всяческие сюрпризы, «приманки» и «затеи», как он их называл, – беседки, гроты, ротонды, увеселительные полянки. Был там, например, «Дом Эхи» – если встать напротив здания и произнести слово, то оно «откликалось».

Дворец-музей графа Бобринского в Богородицке. Фото: Кадр youtube.com

Дворец, построенный там для незаконнорожденного сына императрицы – графа А. Г. Бобринского, по замыслу Болотова, стал «средоточием» всей планировки города, которую тоже придумал именно он. Идея была такова: из полукруглого выступа на обращенном к Большому пруду фасаде дворца выходили пять воображаемых лучей, продолжением которых стали расходящиеся веером улицы. Существует версия, что своей планировкой город обязан Екатерине Великой, которая, находясь в строящемся дворце, уронила веер и повелела расположить город именно таким образом. Это всего лишь красивая легенда, но то, что Екатерина была знакома с проектом Андрея Тимофеевича, назвала этот план «сущим цветником» и одобрила его, – исторический факт.

   
   

К сожалению, парк не сохранился до наших дней, и сейчас жители Богородицка его восстанавливают.

Бессмертные идеи

Яблочный сад в усадьбе Андрея Болотова в Дворяниново. Фото: Кадр youtube.com

Многие решения, найденные Андреем Болотовым в Дворяниново, мы можем и сейчас использовать в наших садах.

Перед тем как что-то сажать и строить на своем участке, стоит понаблюдать за ним. Сад должен «вырасти» естественным образом», и основу его должны составлять растения, естественные для местного пейзажа. Очень хорошо обыграть неровности ландшафта. Например, в своей усадьбе в Дворяниново на естественном склоне горы Болотов разбил семь террас – на четырех нижних росли яблони, а на верхней террасе он устроил фонтан и грот.

Усадьба Андрея Болотова в Дворяниново. Фото: Кадр youtube.com

Русский парк, или русский сад, всегда были не только красивыми, но и полезными. Например, возле скамеек, которых в дворяниновском парке было множество (Андрей Тимофеевич называл их «сиделками»), он всегда сажал что-то вкусненькое – кусты смородины или малины, чтобы заодно можно было и полакомиться ягодами. До сих пор по наличию одичавших потомков этих кустов сотрудники музея-усадьбы опознают места расположения скамеечек. А на самих скамейках он писал нравоучительные изречения (вроде «Возлюби ближнего своего»). Посидел – подумал о вечных истинах. Или «показушные пруды», которые он построил на нижней террасе. Хозяин сделал проточные водоемы с чистой водой, выстлал дно белой глиной и запустил туда осетров. Гости ходили смотреть на рыбу, но оттуда же она поступала и на кухню!

Детали – это лицо вашего сада или парка. В фонтане Болотова, устроенном на верхней террасе, струя воды держала и подбрасывала шарик, а грот был оборудован перископом, откуда хозяин любовался садом в плохую погоду. Сотрудники музея восстановили и «еловую комнату» – круглую полянку со стенами из стриженых елочек, которая по замыслу хозяина усадьбы должна была неожиданно появляться в конце тропинки.

Памятник Андрею Болотову на территории дворца-музея графа Бобринского в Богородицке. Фото: Кадр youtube.com

В саду или в парке не должно быть никаких разделений между растениями. Андрей Тимофеевич сажал яблони среди лесных деревьев, а в огороде вместе с овощами – цветы и лекарственные травы, «для увеселения души и взоров».

Главное – гармония

Андрей Болотов, наверное, не был ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Ньютоном. Он ничего не изобрел (несмотря на то, что яблоки часто падали ему на голову). Он просто всем интересовался и все любил. Он прожил 95 лет – долгую жизнь, и до конца своих дней восхищался всем, что видел. В общем, как царь Мидас превращал в золото все, к чему он прикасался, Андрей Тимофеевич превращал все, что видел и к чему прикасался, в радость. Как признался он сам в весьма преклонном возрасте: «Я свою жизнь прожил в гармонии с богом, с природой, с людьми и с самим собой». И это, наверное, самый главный урок от Андрея Болотова – садовода, естествоиспытателя, философа, агронома, ландшафтного дизайнера, писателя и художника.

Автор благодарит администрацию музея-усадьбы Андрея Болотова в селе Дворяниново Тульской области за помощь, за радушие и теплый прием