Новые берега. Уникальное место появилось в России для людей с инвалидностью

Дома спроектированы без порогов, с широкими дверными проёмами. © / Максим Миллер / АиФ

Первые обитатели арт-поместья под Пензой начали обживать квартиры в двух малоэтажных домах. Вместе с губернатором области Иваном Белозерцевым, митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом на новоселье побывал полпред Президента России в ПФО Игорь Комаров.

   
   

​Невозможное возможно

Аналогов арт-поместью в России нет. Да и здесь, в селе Богословка в 20 км от Пензы, еще год назад выделенные губернатором два гектара представляли собой чисто поле. Никто не верил, что за столь короткий срок можно сделать невозможное. 

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, Мария Львова-Белова и полпред Президента России в ПФО Игорь Комаров. Фото: АиФ/ Максим Миллер

Однако на днях в новых окнах зажглись огни. Первопроходцами стали 30 человек из Пензенской и Воронежской областей, из Вологды и Екатеринбурга. Все, кроме многодетной мамы из Самары (она в одиночку растит больных приемышей), — с инвалидностью: незрячие, колясочники, маленькие и взрослые с ментальными нарушениями. Поэтому дома спроектированы и построены специально для них: без порогов, с широкими дверными проемами, поручнями в ванной. Уровень столешницы на кухне понижен, к раковине и электроплите можно беспрепятственно подъехать на коляске.

Все квартиры сдаются готовыми для проживания: не только отремонтированными «под ключ», но и обставленными. Не важно, идет ли речь о студии для друзей/подруг или о рассчитанной на большую семью двухуровневой квартире. Кровати и домашний текстиль, укомплектованные кухня и ванная, стиральная и посудомоечная машины, светильники и телевизоры, вместительные системы хранения и даже интернет — куда ж сегодня без него? Для людей с инвалидностью это окно в мир. Распахнутое даже тогда, когда многие двери наглухо закрыты. 

Дизайн интерьера в каждой квартире свой. Но везде — яркие акцентные стены и/или ручная роспись: с ненавязчивым сюжетом, монохромная, и в то же время придающая помещению неповторимость. Слово «стандарт» тут совсем не применить. С одной стороны комплекс инклюзивный. С другой — абсолютно эксклюзивный.

Мария Львова-Белова и о. Павел. Фото: АиФ/ Максим Миллер

Всегда брать трубку

Реализацией проекта, вплоть до строительства домов, занимается команда пензенской некоммерческой организации во главе с 35-летней Марией Львовой-Беловой — красивой женщиной невероятного обаяния. Маленькой, хрупкой. И невероятно сильной. Маша — жена священника и многодетная мать. В семье пятеро родных, четверо приемных детей. И еще пятеро, с интеллектуальными нарушениями, взяты под опеку — теперь они тоже живут в арт-поместье. 

Как Маша (по профессии — дирижер джаз-бэнда) умудряется совмещать воспитание детей, благотворительность, общественные дела, участие в судьбах подопечных и пение на клиросе, понять нереально. Тем более, что один из ее непреложных принципов: брать трубку телефона всегда, если звонят дети. Даже во время важных переговоров. «У меня их много — боюсь потерять», — объясняет она без тени улыбки на лице. Ведь, кроме своих, мамой ее называют еще десятка два молодых людей. 

   
   

Арт-поместье — очередной проект общественно-церковной организации «Квартал Луи», направленный на улучшение качества жизни людей с инвалидностью. Как бы пафосно это ни звучало. Дорога к «Новым берегам» — самая трудная. Но и самая перспективная — как гуманная альтернатива морально изжившим себя психо-неврологическим диспансерам и интернатам. Которую, конечно, надо распространять по стране. Нашлись бы только в других регионах такие же бесстрашно-рисковые люди, как Мария.

За пять лет ее команда реализовала несколько программ сопровождаемого проживания особенных людей: центр адаптации «Дом на Березовском» — для парней и девушек, готовящихся к самостоятельной жизни; пансион «Дом Вероники» — для тех, кто пока не может без поддержки кураторов, и тех, кто по состоянию здоровья уже никогда не сможет жить один. Есть еще хостел, инклюзивная типография и арт-холл «Квартал Луи» с мастерскими, кафе и программами реабилитации (массаж, соляная пещера, занятия с логопедом в сенсорной комнате). И везде трудятся молодые люди с ограниченными возможностями по здоровью.

Фото: АиФ/ Максим Миллер

​Обещание полпреда 

Да, инвалидами здесь никого не называют. В определенных случаях могут сказать: люди с инвалидностью. Обычно же: ребята, студенты, молодежь... Мало ли хороших слов? Самим подопечным вообще не до названий. «Главное, чтобы к нам относились как к равным», — говорят они. Проект приучает здоровых людей и к этому. Ведь не всегда дети рождаются с неизлечимыми проблемами в физическом или психическом развитии. Инвалидность бывает приобретенной. И психологически свыкнуться с нею много сложнее. 

25-летний Леша Тульчеев вырос в хорошей семье, занимался каратэ, учился в институте, был капитаном пензенской команды КВН. Но пять лет назад проклятое ДТП разделило его жизнь на «до» и «после». Очнулся через полгода в реабилитационном центре в Подмосковье. Теперь дважды в год живет там по месяцу — продолжает восстанавливаться. Говорит с трудом, передвигается медленно. Но все равно хочет быть самостоятельным: «Я же уже взрослый». Поэтому и переехал в арт-поместье... 

Леша с соседом по комнате Максимом и новым другом Иваном на заднем плане. Фото: АиФ/ Максим Миллер

До сих пор не могут поверить своему счастью колясочница Анжелика Андреева и незрячий Евгений Бусыгин. Обоим далеко до 40, а они много лет прожили в сердобском доме ветеранов. Там и познакомились. Первый брак Евгения не сложился. Поэтому теперь он в загс не спешит. Хоть и живет с Анжеликой душа в душу. Оба веселые, хозяйственные. У Евгения вообще руки золотые — и мебель собирает, и коляски инвалидные ремонтирует...

Анжелика и Евгений обживают новый дом. Фото: АиФ/ Максим Миллер

45-летняя Наталья Шиндина родом из Тувы, но почти два десятка лет прожила в екатеринбургском пансионате. Ехала в Пензу как на разведку, взяв с собой лишь необходимое. А попав в Богословку, тут же пожалела: «У меня был шок. Тут так хорошо, так все удобно! Конечно, я останусь. Мне бы только кисти и краски...» Рисует Наталья с детства. Но, поскольку руки действуют плохо (кухонный шкаф открыть — проблема), кисть она зажимает зубами (нижние даже расшатались — пришлось ставить протезы). 

Мама Наташи умерла рано, отцу и сестре она оказалась не нужна. Помыкалась-помыкалась и сама определила себя в пансионат. А в этом году услышала про «Новые берега» и уговорила знакомую из пансионата составить ей компанию: «Лена — мои руки»...

Наталья. Фото: АиФ/ Максим Миллер

К слову, зайдя к Наталье, Игорь Комаров пообещал доставить ей художественные принадлежности из Екатеринбурга. Для полпреда это был хоть и официальный визит, но совсем не формальный. Заметив, что в окно его разглядывают бывшие детдомовцы, он пожелал познакомиться и с ними, хотя это было не по протоколу. А потом за накрытым столом общался с обитателями сразу двух квартир. «У меня самые теплые и положительные впечатления от увиденного... Работа проделана очень качественно и с душой», — отметил высокий гость. 

Живи, импровизируй!

Уникальность резиденции не только в том, что особенные люди будут жить в удобных домах. Да, всего должно быть 30 квартир на 120 человек (сейчас строительство ведется на средства президентского гранта). Плюс часовня, кафе, магазин, кинотеатр, гостиница, образовательный центр, банно-оздоровительный комплекс. Официальное открытие арт-поместья запланировано на весну 2020-го. В очереди на переселение в Богословку уже 89 человек из 19 регионов. Однако создатели рассчитывают, что люди с инвалидностью не только обретут здесь комфортное жилье (оплачивать нужно будет лишь коммуналку), но и смогут учиться, трудиться, заниматься творчеством и создавать семьи. В планах — организация 70 рабочих мест. В том числе, в цехе по производству полуфабрикатов — прямо на территории поместья. 

Опыт инклюзии Мария Львова-Белова много лет изучала на Западе — объездила несколько стран. А потом в Пензе — благодаря, как выразился Игорь Комаров, «неуемной в хорошем смысле энергии», — смогла подключить всех: губернатора, епархию, бизнес, журналистов. И просто неравнодушных жителей. Для многих то, как существуют порой люди с инвалидностью, стало неприятным откровением: 75 процентов пенсии у жителя дома ветеранов или ПНИ вычитает государство; в 18 лет дорога из детдома, если больше некуда, автоматически ведет в дом престарелых. А там какие перспективы? 

Слоган некоммерческой организации: «Живи, импровизируй!» «Джаз-бэнд» Марии Львовой-Беловой уже доказал, что и с инвалидностью человек может радоваться каждому дню, испытывать счастье от того, что полезен другим. И писать свою мелодию жизни. В мажоре. Несмотря ни на что.