Ностальгия по девяностым. Ремо Кирш рассказал «АиФ», когда немцы жили лучше

Гражданин Германии Ремо Кирш, один из первых переехавших со своей семьей из Германии в Нижегородскую область. © / Елизавета Семина / РИА Новости

Ремо Кирш родился в Потсдаме в 1965 году. С 2023 года живёт под Нижним Новгородом. Там он строит деревню, куда «могут переехать другие немцы, любящие Россию». Накануне семидесятипятилетия ФРГ aif.ru поговорил с Ремо о том, как на немцев повлияло объединение Германий, когда там было лучше жить обычному человеку и почему введение евро обернулось не тем, что ждали.

   
   

Объединение Германий

Руслан Дмитриев, aif.ru: ​— В 1990 году произошло объединение Германии. Как на жителях ФРГ отразилось присоединение ГДР?

Ремо Кирш: — Воссоединение Германии раскололо немецкое общество. Жители ФРГ не испытывали энтузиазма, в отличие от жителей ГДР, большинство из которых мечтали жить на Западе. В ГДР ходила такая поговорка: «Если дойчмарки не придут к нам, мы уйдём к дойчмаркам». Жители ФРГ воспринимали восточных немцев как маленьких и глупых детей, которым всё нужно объяснять и показывать. На Восток приезжали многочисленные консультанты, такие как Тройханданштальт (попечительское ведомство, проводившее приватизацию в ГДР. Оно курировало реструктуризацию и продажу около 8,5 тыс. государственных компаний с более чем четырьмя миллионами сотрудников). Никто не обращал внимания на то, что в ГДР и так хорошо работало. Никто не рассматривал возможность сочетания положительных сторон обеих систем. Вместо этого западную систему просто набросили на ГДР сверху.

По завершении этого процесса в Восточной Германии почти не осталось компаний: их продали на Запад или закрыли. Западные фирмы, открывавшие бизнес в ГДР, получали огромные денежные субсидии, что дало обширные возможности для мошенничества. Ряд западных компаний в то время находился на грани гибели, и этот ход позволил им реструктурировать долги. Об инвестировании в ГДР много говорили, но всё новое приходило на Запад, а старьё отправляли на Восток. Определенное разделение сохраняется и сегодня, поскольку на Востоке и Западе разные зарплаты и пенсии. Сегодня в Германии Восток изображают политически правым, потому что восточные немцы поддерживают Россию и не доверяют Америке.

ЕС и евро

— В 1992 году был создан Европейский союз. Как его создание отразилось на жителях Германии?

— Большинство немцев не хотели создания Европейского союза в его сегодняшнем виде. Они мечтали о свободе передвижения с евро в качестве общей валюты, но не такой конструкции, где Германия является лишь плательщиком и постоянно кого-то спасает, будь то бедные страны или вечно больной евро.

Европа с самого начала находилась в кризисном режиме. Германия гарантирует выплату долгов других стран, зная, что это приведет к финансовой катастрофе и ослабит немецкую экономику. Европейская конструкция евро находится на грани краха, потому что она была изначально создана неправильно, и все здравомыслящие экономисты предостерегали об этом.

   
   

— В 2002 году марки заменили на евро. Как введение новой валюты повлияло на уровень жизни граждан, зарплаты и цены?

— Введение евро сразу же вызвало массовый рост цен, так как многие компании не конвертировали дойчмарку с коэффициентом 1,95583 (1 евро = 1,95583 DM), как было указано, а лишь обменяли знаки DM и EURO. Последующий рост цен вызвал недовольство населения, началась борьба за повышение зарплат. Однако она так и не привела к возвращению прежней покупательной способности. Бесконтрольное увеличение количества денег вызвало инфляцию, которую людям продали в виде роста экономической мощи.

Когда в Германии жилось лучше

— С 1982 года в Германии было четыре канцлера: Коль, Шрёдер, Меркель, Шольц. При каком из них в Германии был самый комфортный уровень жизни? Есть ли в послевоенной истории страны период, который большинство населения может назвать «золотым»?

— «Золотыми годами» в ФРГ считаются шестидесятые и семидесятые. Говорят, тогда все жили хорошо. Исходя из моих наблюдений и опыта, я бы считал подъёмом девяностые, поскольку вся страна была восстановлена, а промышленность заработала на этом состояние. Канцлеры Коль и Шрёдер всё ещё были канцлерами, которых люди воспринимали позитивно. Начиная с Меркель и особенно с Шольца, распродажа Германии перешла в крайнюю фазу и, как мы видим сегодня, привела к её заведомому краху. На мой взгляд, лучшим канцлером был Гельмут Шмидт.

— Российские СМИ пишут об экономическом кризисе в Германии, это соответствует действительности? Как он влияет на жизнь обычного гражданина?

— В экономике всегда происходили циклические изменения. Разница лишь в том, что настоящих пиков в немецкой экономике практически не было, а впадины всегда были глубокими. Начиная с 2008 года стало ясно, что главное для правительства — быстрое получение прибыли. И если вы спекулируете, а население берёт на себя долги, то конец системы — это лишь вопрос времени. Реакцией в конце каждой фазы всегда была война, чтобы капиталистическая система могла уравновесить себя или спастись. Первая и Вторая мировые войны пришлись на фазу, когда долларовая денежная масса была максимальной. Сегодня денежная масса намного выше, чем в то время.

Сегодня в росте цен обвиняют Россию, хотя у него совершенно другие политические и экономические причины. Факт в том, что покупательная способность немцев в реальном выражении упала, и по многим показателям Германия уже не на первом месте в Европе, а на последнем.

Однако немцам говорят, что они живут гораздо лучше, чем остальные страны Европы, что не подтверждается данными Федерального статистического управления. Германия находится на самом дне Европы по уровню благосостояния, пенсий и образования.