«Неудачная шутка». Голландка зиганула для фото у ворот Освенцима

Ворота лагеря смерти Освенцим с надписью «Труд освобождает» («Arbeit macht frei»). По мнению историков, национал-социалисты здесь замучали около 1 млн евреев и около 15 000 русских военнопленных. Преступления гитлеровского и сталинского режимов часто сравниваются. © / Commons.wikimedia.org

То, что в событиях, происходящих на Украине в течение последних восьми лет, Запад старается не замечать неонацистов, секретом не является. Европейские и американские СМИ, будучи припертыми к стенке фактами, настаивают: нацистов меньшинство, они ни на что не влияют. 

   
   

«Веселое» фото

Дело не только в том, что украинские радикалы выступают в качестве удобного инструмента. В самой Европе медленно, но верно идет пересмотр событий 80-летней давности. И все больше жителей Евросоюза начинают воспринимать Третий рейх если не как пример для подражания, то как нечто забавное и веселое.

В лагере смерти Аушвиц-Биркенау, который на постсоветском пространстве более известен как Освенцим, была задержана 29-летняя гражданка Нидерландов. Как сообщает Би-би-си, даму застали фотографирующейся возле надписи у входа «Arbeit Macht Frei» («Работа освобождает»).

Для снимка голландка радостно вскинула руку вверх в нацистском приветствии. Запечатлел даму в таком виде ее супруг. Туристку задержали и предъявили ей обвинение в пропаганде нацизма, за что в Польше предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Голландская дама, однако, оперативно признала вину, заявив, что ее поступок был «неудачной шуткой». В итоге любительница нацистского салютования отделалась денежным штрафом.

«Распространение нацизма» и «осквернение памяти»

В Аушвице, по самым скромным оценкам, были уничтожены от 1,1 до 1,6 млн человек. Гитлеровская «фабрика смерти» работала вплоть до января 1945 года, когда ворота лагеря для выживших узников открыли бойцы Красной армии.

Музей на территории бывшего концлагеря существует с 1947 года как напоминание о чудовищной трагедии миллионов людей и преступлениях нацистов.

   
   

Но действует в XXI веке это далеко не на всех. Есть и те, кто воспринимает Освенцим едва ли не как увеселительный аттракцион. Или как источник дохода.

В 2009 году табличку с надписью «Arbeit Macht Frei» похитили, распилили на три части и вывезли. Польская полиция потратила немало сил, чтобы найти злоумышленников. Компания из пяти поляков попросту хотела заработать на продаже раритета.

В 2013 году в лагере задержали двух граждан Турции, которые фотографировались, вскинув руки в нацистском салюте. Дело было возбуждено по факту «распространения нацизма» и «осквернения места памяти». Оба турка были приговорены к штрафу и конфискации мобильного телефона, который был использован для фотографирования. Также на них наложили наказание в виде шести месяцев лишения свободы условно. Но и этот случай, похоже, никого не вразумил.

Красную армию вычеркнули из истории

Трудно бороться за правду, если она размывается на официальном уровне. В январе 2020 года, когда отмечалась 75-я годовщина освобождения узников, представители России оказались на задворках мероприятия, а солировали президент Польши Дуда и президент Украины Зеленский.

«Солдаты Украинского фронта освободили семь тысяч пленных, которые пребывали в этом ужасном месте. Людей, которые страдали тут ужасно. Представить себе это невозможно. Но благодаря геройству солдат были спасены», — заявил глава Польши. Упоминания о том, чьей армии принадлежал фронт, не прозвучало.

Украинский президент Зеленский для начала возложил вину за Холокост на… Советский Союз: «Польша и польский народ первыми почувствовали на себе сговор тоталитарных режимов. Это привело к началу Второй мировой войны и позволило нацистам запустить смертоносный маховик Холокоста». Затем глава Украины отсеял украинских освободителей Освенцима от воинов других национальностей: «Мы никогда не забудем Игоря Побирченко, командира танка Т-34, который вместе с экипажем первым разбил ворота Аушвица; всех солдат ударного батальона 100-й Львовской дивизии, которые вошли в лагерь под руководством полтавчанина еврейского происхождения Анатолия Шапиро. Вместе с бойцами 322-й дивизии 1-го Украинского фронта они освободили лагерь».

Красную армию украинский президент вообще упоминать не стал. 

Осуждение победителей

В сентябре 2019 года Европарламент принял резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», в которой на нацистскую Германию и Советский Союз возлагается равная вина за развязывание Второй мировой войны. Данный документ стал очередным в целой череде аналогичных, принятых в Европе за последние полтора десятилетия. Авторы резолюции утверждали, что преступления нацизма были осуждены Нюрнбергским трибуналом, а действия сталинского режима требуют «моральной оценки и правового расследования».

Фактически заявляется, что нацизм давно наказан, а вот советский тоталитаризм подвергнуть аналогичному наказанию еще предстоит, предъявив счет России как правопреемнице СССР.

Таким образом, те, кто создавал «лагеря смерти», и те, кто с ними покончил, поставлены на одну доску. Это, в свою очередь, создает почву для реабилитации европейских коллаборационистов всех мастей: они, мол, просто вынуждены были выбирать из двух зол.

Советы — зло, а Гитлер забавный?

Если посмотреть современные европейские статьи и публикации о Второй мировой войне, то там освобождение европейских стран Красной армией рассматривается как новая оккупация. В то же время о немцах говорится в сочувственном тоне. И ладно бы только о простых немцах: уже и Гитлер в книгах и фильмах предстает не как источник зла, а как забавный, почти комический персонаж. В самой Германии подобные настроения еще натыкаются на сопротивление выстроенных за десятилетия систем государственного противодействия правому радикализму. А вот в странах, считающих себя жертвами нацистской агрессии, никаких сдерживающих факторов нет.

Современные неонацисты отправляются на Украину, где воюют на стороне Киева в составе полка «Азов», а также формирований националистов. Те же, кто поосторожнее, зигуют в Освенциме. И что-то подсказывает, что случай с голландской любительницей таких жестов далеко не последний.