Неслабый пол. Как женщины в России доказали, что могут всё

Софья Ковалевская, Евгения Шаховская и Екатерина Дашкова. © / Public Domain

Россия считается страной патриархальной, где мужской шовинизм и женское неравноправие воспринимаются как должное. Однако в реальности именно Россия по части женского лидерства в самых разных областях может дать фору любой другой стране мира.

   
   

В преддверии Международного женского дня мы вспоминаем наших соотечественниц, имена которых в своё время прогремели на весь мир, заставив его замереть в почтительном изумлении. О подвиге Валентины Терешковой, ставшей первой в мире женщиной-космонавтом, в нашей стране знает, наверное, каждый. Но у Валентины Владимировны были предшественницы, которыми тоже стоит гордиться. Итак, первая в мире женщина...

...Президент Академии

В октябре 1783 г. во Французской академии наук случился безобразный сексистский скандал. Учёные мужи, чуть ли не брызгая слюной, бесновались по поводу опасности, исходящей из России: «Мы должны остановить расползание гинекократии по Европе!» Причиной скандала стали кадровые решения русской императрицы, которые, по идее, Франции не касались. Всего-навсего назначили председателя Российской академии — центра по изучению русского языка и словесности. А за 8 месяцев до того сменили директора Санкт-Петербургской академии наук. Фокус, однако, в том, что обе эти должности занял один человек — Екатерина Романовна Дашкова. Если учесть, что каждая из должностей официально приравнивалась к должности министра, то опасения французских академиков были небеспочвенны. Впервые в мировой истории женщина заступила сразу на два государственных и научных поста крупнейшего калибра. «Отсталая» Россия ещё в XVIII столетии задрала планку по части женского равенства на невероятную высоту. Кстати, Дашкова здесь проявила себя получше прочих. Так, отслеживая строительство нового здания академии на Васильевской линии, она «карабкалась по лесам, и её можно было принять скорее за переодетого женщиной мужчину...» Между прочим, княгине тогда было уже 45 лет — возраст для лазанья по лесам и сейчас не совсем подходящий, а уж тогда и подавно.

...Профессор математики

Европейской знаменитостью Софья Ковалевская стала ещё до присвоения ей звания профессора. Скажем, шведская пресса, встречая Ковалевскую, которая приехала в 1883 г. в Стокгольмский университет читать лекции, заходилась в восторге: «Сегодня нам предстоит сообщить не о приезде какого-нибудь пошлого принца крови или тому подобного... Нет, принцесса науки, г-жа Ковалевская, почтила наш город своим посещением и будет первым приват-доцентом-женщиной во всей Швеции!»

Проняло даже французов, которые за сто лет до этого опасались гинекократии в науке. Вручая Ковалевской — уже профессору математики — престижную премию имени Бордена, президент Французской академии наук произнёс: «Между венками, которые мы вручаем сегодня, один из труднейших в достижении возлагается на чело женщины... Труд её является свидетельством не только глубокого и широкого знания, но и признаком ума великой изобретательности». К сожалению, на родине её оценили странно. Избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук, но, когда она явилась туда, внутрь не пустили: «Присутствие женщин на заседаниях не в обычаях академии».

...Военный лётчик

В начале XX в. женщины ринулись в новую для всего человечества область — авиацию. Но лишь в России для них придумали особенное, уважительное название — авиатриссы. Кстати, наши уступили пальму первенства только француженкам. Да и то всего на годик. Уже в августе 1911 г. в Германии получает диплом пилота наша героиня — княгиня Евгения Шаховская. Русская пресса ликовала: «Княгиня родилась в 1889 г. Она прекрасно ездит верхом, отлично стреляет, даже имеет призы на конкурсе в Швейцарии, умеет управлять автомобилем...» В общем, можно сказать, что уже тогда русские женщины определяли мировые тренды. Но в ноябре 1914 г. происходит и вовсе невероятное. Евгения Михайловна отправляется на войну. Вот как писал об этом журнал «Искры»: «Известная лётчица княгиня Шаховская, по сдаче соответственного испытания, принята в число военных лётчиков и отправляется в действующую армию. Она будет первой женщиной — военным лётчиком!»

Евгения Шаховская. Фото: Public Domain

...Машинист паровоза

Как ни странно, но в эту сферу, которая по сравнению с авиацией кажется относительно простой и безопасной, женщинам ходу не было довольно долго. И первой снова стала русская женщина — Зинаида Троицкая. Она родилась в 1913 г. прямо в депо станции Москва-Сортировочная — её отец был железнодорожным ремонтником, а мать табельщицей. Словом, дело фамильное. Но брать его приходилось с боем — профессия машиниста считалась исключительно мужской, и на «девку-выскочку» смотрели косо.

   
   

Впрочем, только до поры. Когда в 1936 г. СССР посетила делегация английских профсоюзных деятелей, Троицкая пришлась очень кстати. Председатель английского профсоюза машинистов и кочегаров Брамлей никак не мог поверить, что женщина может водить пассажирские поезда. Но, проехав с ней пару станций и узнав, что барышне всего 23 года, снял шляпу.

Зинаида Троицкая. Фото: Public Domain

Кстати, Зинаида Троицкая может, наверное, претендовать и на административное первенство — в 25 лет она стала первой женщиной — начальником магистрали в звании «генерал-директор тяги», что приравнивалось к воинскому званию генерала. Командовала Зинаида Петровна Московской окружной дорогой, той, что сейчас известна как МЦК. И в дни октябрьской паники 1941 г. фактически спасла Москву, вовремя и умело перебрасывая подкрепления, которые спустя пару месяцев окончательно остановили немцев и погнали их на запад.

И рожает, и спасает...

Ирина Михайлова — всегда там, где беда. Где тяжело физически, но больше — морально. И где не выдерживают порой даже мужчины... 

Она единственная женщина среди спасателей Противопожарной и аварийно-спасательной службы Ставропольского края. Причём спасатель 1-го класса, кинолог. Главная её напарница уже много лет — лабрадор Мирта. А скоро к ней присоединится молодая, полная сил Шерри. Больше «девушек» в окружении спасателя-кинолога нет, сплошь мужчины: сильные, смелые, отважные. И никогда Ирине не было дискомфортно. Скорее наоборот. Её оберегают, о ней заботятся. А она наравне с мужчинами отжимается, несёт боевые дежурства, заступая на сутки, и в любую погоду едет туда, где пострадавшие ждут её помощи. 

Ирина Михайлова. Фото: Из личного архива

Даром что первая же поисковая операция могла поколебать веру Михайловой в собственные силы. Тогда в Железноводске пропал ребёнок. Ирина отправилась с Миртой искать его. Но нашли малыша поздно... 14 лет прошло, а эту трагедию женщина-спасатель помнит в подробностях. И вряд ли когда-нибудь забудет. Потом были последствия снежных завалов, ДТП, взрыв здания судебных приставов... Много боли, чужих слёз... Но ни разу Ирина не пожалела, что когда-то в 9-м классе, попав на сборы школы МЧС, выбрала такую судьбу. 

Впрочем, если кто-то решил, что спасатель Михайлова — «синий чулок», он сильно ошибся. В свои 34 года Ирина счастлива в браке и вместе с мужем воспитывает троих сыновей, которых рожала практически «без отрыва от производства». Когда первенцу Артёму исполнилось 10 месяцев, поехала с ним и Миртой на аттестацию в Ейск. И в декрет решила не возвращаться. Чуть позже на свет появились погодки Всеволод и Владимир. Так что можно только представить, каким ярким в этой семье получается каждый праздник 8 Марта...

«Молотком махать уметь надо!»

Единственная на Среднем Урале женщина-кузнец Ольга Сыскова признаётся, что вне работы часто прячет руки.

«Они у меня всегда чёрные, — смеётся. — Но стараюсь, чтобы внешний вид не выдавал, что я на тяжёлой работе».

Ольга уже четверть века работает в кузнице у знаменитого Александра Лысякова. Мэтр с нежностью говорит о ней: «В шутку нас упрекают, что мы используем женский труд. Неправда! Оленьку мы оберегаем. Она у нас красавица! И всё умеет — ковать с молота, ковать ручником».

Когда-то Ольга захотела научиться работать по горячему металлу, на кувалде (она, к слову, 8 кг весит). Мужики в кузнице учили и падали со смеху. Но Ольга вскоре заставила коллег признать, что слабый пол совсем не слаб.

В её семье был культ ремёсел: мама шила, папа — мастер по столярному делу, а дед вообще всё умел делать. «И мне всё было интересно, — рассказывает Ольга. — Обожгусь, порежусь, но пытаюсь что-то мастерить». В кузницу она попала с экскурсией, увиденное так её захватило, что поняла — должна вернуться и попробовать. Вернулась, чтобы остаться здесь навсегда.

«Многие думают про профессию кузнеца: „Молотком махать — что там уметь!“ — говорит Ольга. — Но тут надо и технически подкованным быть, и физически выносливым, и художественное видение иметь». В мужской коллектив кузнецов Ольга вносит женский уют. Например, на каждое Рождество печёт для ребят пряничную кузню. В этом году в кузне Лысякова съели 26-ю.