Не как в сериале. Главные помощники частных детективов – интернет и соседи

Алия Шарафутдинова / АиФ

Как сыщики обеспечивают информационную безопасность предприятий, ищут пропавших должников, а также выявляют факты супружеской неверности, узнавала корреспондент АиФ.ru Алия Шарафутдинова.

   
   

Из инженера биохимии в частного детектива

Детективное агентство, в которое входят детективы, адвокаты, специалисты по технической безопасности и охранники, находится в одном из многоэтажных зданий Казани. Офис директора агентства Вячеслава Решетника в чем-то напоминает кабинеты оперативников МВД: по центру расположен стол, на котором «в творческом беспорядке» лежат тетради и журналы, по краям — стулья, на стенах — различные грамоты и медали.

Вячеслав Решетник отучился на инженера биохимии, но в 25 лет решил закончить юрфак. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Директор агентства встречает посетителей с улыбкой, предлагает им чай и показывает пиранью в аквариуме. Полноватый мужчина с сигаретой в руках, сначала почему-то казавшийся строгим, оказался добродушным человеком.

«Люди знают о детективах только то, что показывают на экранах в кино», — рассказывает Вячеслав Решетник — один из самых первых, кто стал частным детективом в Казани. Профессия предполагает конфиденциальность информации и полную скрытость от людских глаз. «Между тем, сыщик «в телевизоре» — придуманный персонаж практически не имеющий ничего общего с реальным российским частным детективом», — добавляет он.

Когда-то Вячеслав Решетник закончил биофак КГУ по специальности инженер биохимии, но в 25 лет понял, что это «не его» и кардинально променял профессию: получил образование на юридическом и устроился в полицию. За его плечами 17 лет стажа работы в оперативных подразделениях МВД и 13 лет стажа частного детектива.

На стене офиса детектива висят памятные фотографии, грамоты и свидетельства. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Редкая профессия

По словам мужчины, детективных агентств в Казани около пятнадцати. Они оказывают услуги личной и экономической безопасности. Популярны обращения с просьбой найти пропавших родственников или должников, проверить супруга на факт супружеской измены. Родители часто просят проследить за детьми, а бизнесмены проверяют информацию о добросовестности партнеров.

Стоимость работы детектива обговаривается в каждом случае индивидуально, но всегда зависит от сложности дела и потраченного на него времени. Получить информацию о физических и юридических лицах или розыск должника будет стоить от 15 тысяч рублей, за поиск пропавшего казанцы заплатят ту же сумму, а вот проверка супруга обойдется от трех тысяч рублей и выше.

   
   
Вячеслав Решетник входит в состав Всемирной Ассоциации детективов, Ассоциации Российских детективов, также он член Всемирной Ассоциации Полицейских. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Сбор информации и наружное наблюдение — два основополагающих звена, на которых держится профессия

Вячеслав Решетник признается, что сегодня «накопать» информацию о человеке в интернете не проблема: немало можно почерпнуть из резюме на сайтах поиска работы, сообщений на форумах, статусах и диалогах в соцсетях. Используя нехитрые инструменты, сыщик может быстро найти ответ на интересующий вопрос.

Нужную информацию почти всегда можно найти в интернете. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Наружное наблюдение детектив вправе вести только в общественных местах. В ином случае законодательство грозит ему уголовной статьей «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

Оказывается, особой «базой данных» о человеке могут быть его соседи.

«Например, есть задача узнать изменяет жена мужу или нет. Мы знаем, что регулярно в отсутствии супруга к женщине кто-то приезжает на Hyundai. Я подойду к соседской бабушке и скажу, что эта машина числится в угоне и разузнаю все о ее водителе: живет ли он здесь, когда приезжает, к кому, — раскрывает карты частный детектив. — Как правило, люди бывают очень откровенными с незнакомцами, о которых думают, что больше их не увидят».

Вячеслав Решетник – один из самых опытных и уважаемых детективов Казани. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Процесс работы сыщика

Работа начинается с обсуждения задачи, сроков выполнения дела, а также условий оплаты. Затем заказчик рассказывает сыщику о ситуации, в которой хочет разобраться. Обязательное условие для клиента — здесь можно говорить только правду.

«Однажды ко мне пришла женщина, которая сообщила: у нее попал сын. Мать сказала, что он попал под воздействие девушки. Просила найти доказательства того, что возлюбленная парня — сектантка, — вспоминает Вячеслав Решетник. — Мы нашли пару, но выяснилось: молодой человек ушел от матери из-за давления с ее стороны и решил создать семью. Заказчик до сих пор считает, что мы не выполнили свою работу, ведь изначально она дала ложные сведения, пытаясь расстроить семью».

Вячеслав говорит, что частные детективы могут проводить расследования параллельно с полицией. Это особенно важно, если ситуация требует подробного разбирательства или если человек сомневается в объективности следствия.

«В большинстве случаев подозрения супругов об измене оправданы»

Люди обращаются к детективам и просят их предоставить очевидные доказательства измены — фотографии супруга с любовницей или любовником.

Частные детективы могут пользоваться приборами в рамках закона. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Час наблюдения обойдется в 1500 рублей. Сыщики следят за клиентом не целыми днями, а только в самые подозрительные часы, например начиная со времени, когда человек освобождается с работы и до вечера. Чтобы установить истину, иногда достаточно понаблюдать за объектом в течение двух вечеров. «В большинстве случаев, подозрения клиентов в супружеской измене оправданы, — признается Вячеслав Решетник. — Я не чувствую вины в том, что открываю людям глаза и, возможно, тем самым разрушаю семьи. У любого человека есть право знать правду».

В копилке сыщиков немало интересных и необычных историй, о которых детективы говорить не любят, а если рассказывают, то без подробностей. Ведь первый закон сыщика — конфиденциальность!

«Однажды ко мне пришла женщина, которая подозревала мужа в супружеской неверности, — вспоминает, улыбаясь, Вячеслав Решетник. — Оказалось, он ей действительно изменял. Кстати, вскоре он сам появился у нас в офисе, захотел, в свою очередь, проверить искренность чувств и верность своей любовницы».

Чтобы вести частную сыскную деятельность, нужно иметь лицензию. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Однажды к сыщику обратились сотрудники одной из администраций, с просьбой найти одного ветерана Великой Отечественной войны для вручения ему подарка ко Дню Победы.

Есть у частных детективов и свои этические законы. Например, сыщики «не работают против знакомых и бывших заказчиков». Детективу нужно быть на стороже, ведь клиент может причинить вред человеку, о котором сыщик должен предоставить ему информацию. «Если человек ведет себя несдержанно, излишне эмоционально, то, скорее всего, я ему откажу. Такой клиент может причинить ущерб или подставить другого», — комментирует директор детективного агентства. В случае если сыщик узнает о подготовке к совершению преступления, он передаст информацию он своем клиенте оперативникам.

«Проверка добросовестности партнеров убережет от мошеннических схем»

Евгений Щепин — еще один частный детектив из Казани. Его офис находится на первом этаже одного из жилых домов. Здесь есть кухня и место, где можно вздремнуть. «Все дело в том, что работа детектива не ограничена временными рамками. Иногда приходится трудиться даже ночью. Тем более, что казанскому детективу часто поступают заказы из-за рубежа.

«Сейчас в США и Европе есть проблема с так называемыми «черными невестами», — делится он. — Схема такая: мошенницы из Казани знакомятся с наивными иностранцами, завязывается любовная переписка, девушка едет в гости к поклоннику. Через некоторое время в жизни россиянки начинаются катаклизмы: то она хочет совершить самоубийство из-за расставания с иностранцем, то тяжело заболевает и просит деньги на лечение. Затем американцу или европейцу приходит письмо от «брата» россиянки, в котором сообщается, что девушка умерла из-за доведения ее до самоубийства. После — иностранец получает поддельную повестку в суд и еще одно послание от «брата» погибшей: он просит денег для того, чтобы подкупить правоохранительные органы и спасти американца от уголовной статьи. Такое мошенничество очень популярно».

Евгений Щепин рассказывает, что сейчас «в моде» мошеннические схемы с «черными невестами». Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Но чаще всего частный детектив Евгений Щепин занимается предоставлением услуг экономической безопасности. Этим термином он обозначает просьбы предпринимателей и фирм раскопать информацию о действиях партнеров по бизнесу.

«Фирмы терпят убытки из-за мошеннических схем. Не имея полной информации о деловых партнерах, заключают сделки с ними», — сообщает сыщик.

Евгений Щепин обеспечивает экономическую безопасность предприятий. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Сыщик — индивидуальный предприниматель

По закону, детективом может стать кто угодно, нужно только закончить юрфак, либо иметь оперативный стаж. Будущему сыщику необходимо: зарегистрировать ИП, получить лицензию в МВД (набор документов аналогичный на получение оружия), приобрести технику, запустить рекламу.

Большинство людей представляют сыщиков сверхлюдьми, пользующимися различными жучками и оружием.

«Насмотревшись криминальных сериалов, где уголовное право нарушают направо и налево, люди приходят и просят установить прослушивание или скрытую видеокамеру», — признается детектив. Но закон ограничивает сыщика в использовании таких приборов. Так, основные устройства детектива — обычные видеокамера и фотоаппарат, которые он вправе применять только в общественных местах. Для установки видеонаблюдения в какой-то квартире, специалисту потребуется взять письменное разрешение у владельца помещения.

Частные детективы могут пользоваться приборами в рамках закона. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

По словам Евгений Щепина, российское законодательство часто ограничивает детективов в своей деятельности. Например, за более чем столетнюю историю становления частной сыскной деятельности, в Америке детективы получили много возможностей, которыми русские еще не могут пользоваться. «В США часть работы правоохранительных органов могут выполнять частные детективные агентства, — говорит он. — При введении таких прав в нашу систему, система МВД сэкономила бы немало средств».