«Не готов лететь на Марс!» Как я был испытателем-космонавтом на Земле

Москвич Борис Лисов погрузился в иммерсионную ванну на неделю ради космического эксперимента. © / Борис Лисов / Instagram

Москвич Борис Лисов погрузился в иммерсионную ванну на неделю ради космического эксперимента. Он добровольно участвовал в испытании прибора для космонавтов. Подробности он рассказал в интервью АиФ.ru.

   
   

Трехнедельный эксперимент прошел в Государственном научном центре Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН (Москва). Добровольцы участвовали в исследовании, которое проводилось с использованием специальных иммерсионных ванн, действие которых на организм сходно с действием невесомости. На добровольцах проверяли эффективность миостимуляторов для дальних космических полетов.

Результаты послужат источником для разработки и испытаний нового электромиостимулятора, предназначенного для предотвращения мышечной слабости в условиях невесомости.

Как я пытался полететь на Марс

Виталий Колбасин, АиФ.ru: Борис, как вы попали в число участников эксперимента?

Борис Лисов: Все началось девять лет назад, когда я пытался полететь астронавтом на Марс через программу «Марс-1». Организаторы набирали добровольцев для полета на планету Солнечной системы.

Там я познакомился с разными людьми, одна из них — Анастасия Степанова, которая работает в институте МБП РАН. И вот я увидел у нее на странице в соцсети «ВКонтакте» объявление о наборе добровольцев на исследование для космоса. Я отправил заявку, слабо рассчитывая на успех. Думал, что будет много желающих. Оказалось, что волонтеров не так много пришло. Меня пригласили на собеседование, я прошел медкомиссию, в итоге допустили к эксперименту. Можно сказать, что стать испытателем меня сподвигла любовь к космосу.

   
   

— Какой гонорар за участие получили?

— По условиям договора мне запрещено разглашать сумму вознаграждения. Сумма нормальная, это несколько средних зарплат по России.

Борис Лисов пробыл космонавтом-испытателем три недели. Фото: Instagram/ Борис Лисов

Стимулятор для мышц астронавта

— Какие эксперименты на вас ставили?

— Каждый день исследования разные были. Проверяли, как реагирует организм на различные действия. Насколько выносливы ноги (бедро и голень). Испытывали мышечную проводимость, магнитную проводимость: катушку к голове подносили, и проверяли реакцию ноги.

Но эксперимент — это погружение на неделю в «сухую» ванну. Все остальные эксперименты привязывались к нему.

В 1970-х годах в СССР исследование инерции невесомости, то есть имитации невесомости на Земле, проходило в обыкновенном пространстве. Последствия для добровольцев были не очень хорошие. В течение нескольких недель люди находились в воде, и возникли серьезные проблемы с кожей. Поэтому ученые изобрели «сухую» инверсию. В ванной на воду помещают водонепроницаемую пленку. Ванна служит имитацией орбиты, где находится космическая станция.

— Какова главная цель экспериментов?

— Для астронавтов ученые разрабатывают специальные биостимуляторы. В состоянии, в котором я находился в ванне, ученые собирали данные для разработки биостимуляторов, которые будут использовать в космосе, чтобы минимизировать негативные последствия невесомости.

Ученые собирали статистику, чтобы понять, как мышцы работают и реагируют на невесомость: до нее и после.

В будущем люди будут улетать в космос на долгое время. Астронавты сталкиваются с проблемой адаптации к невесомости. Со здоровьем не возвращались Землю. Но после невесомости, на Земле, у космонавтов возникает большая сложность при адаптации организма к притяжению: мышечная атрофия, различные сосудистые нарушения. Как раз в этом институте разработаны методы, способствующие тому, чтобы после невесомости адаптация проходила максимально комфортно и быстрою. Прибор-стимулятор будет им в этом помогать.  

Главное испытание — погружение на неделю в иммерсионную ванну. Фото: Instagram/ Борис Лисов

— Как вы, извините, справляли естественную нужду?

— По вечерам каждый день меня вытаскивали на 15 минут для гигиенических процедур. По-маленькому — утку давали, как в больнице для лежачих.

Берегите дар движения!

— За неделю в «ванне» что важного для себя поняли?

— Времени было много, чтобы подумать о бренности жизни. Когда мы находимся в обычной жизни, то не замечаем данного нам дара: ходить, есть. Мы не отдаем себе отчет в том, что наше тело — это наш дар и ценность! И нужно беречь свою свободу передвижения. Прежде всего — не надо увлекаться дурными привычками: курением и алкоголем. Не нарушать законы и быть осторожным. Когда проведешь время прикованным к кровати, то становится понятным, насколько важно движение. 

— Считаете, что помогли освоению космоса?

— Конечно! Как испытатель я внес свой очень маленький вклад. Над экспериментом работают много людей. Каждое тест-исследование — это отдельная лаборатория, профильные специалисты. Задействована не одна сотня людей.

Я проверил свое тело, свою выносливость. Немного переосмыслил свои желания. Понял, что космос — это не только романтика, но и сложная работа: физическая, умственная, психологическая. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить весь персонал МБП за совместную работу!

Борис внес свою лепту в освоение космоса! Фото: Instagram/ Борис Лисов

Космос — не для артистов кино

— Следили за космическим киноэкипажем? Что думаете о полете Клима Шипенко и Юлии Пересильд?

— Я не разделяю восторгов. У меня свое мнение. Полет в космос — очень дорогое удовольствие. А получается, что в космос полетели актеры и не полетели космонавты, которые десятилетиями готовились к полету. И, скорее всего, теперь не полетят. Поэтому мое мнение — негативное. 

Если бы мне предложили полететь в космос, и я бы знал, что это за чей-то счет, я бы не воспользовался таким предложением. Быть космонавтом — это большая и трудная работа, люди терпят настоящие лишения для того, чтобы подготовиться к полету, тратят на это большую часть своей жизни. А им в итоге говорят: «Вместо тебя полетит актер кино». Я категорически недоволен этим событием. Считаю, что это не какая-то российская космическая победа, это скорее какой-то дешевый финт. А учитывая сценарий фильма, я думаю, что картина станет популярной. В космос нужно летать тем людям, кто будет полезен для страны, а не ради кино.

— Как же теперь мечты о полете на Марс?

— Моя мечта о Марсе после «сухой» ванны немного остыла. Я осознал, насколько сложны полеты в космос. Это может быть критически сложно. Полет на Марс может занять больше года. А в команде с людьми это будет очень сложно психологически. И я уже не уверен, что готов к такому полету и физически, и психологически…

P. S. Об экспериментах Борис Лисов подробно рассказал в Instagram.