Основатель крупной обувной сети, самопровозглашенный патриот Андрей Павлов пополнил реестр иностранных агентов. Но известен он не только как предприниматель, но и как неплательщик налогов. Павлов задолжал около миллиарда рублей.
Башмак не по размеру
Павлов начинал свою предпринимательскую деятельность еще в 1990-х годах. По информации СМИ, в те тяжелые для страны времена он продавал бургеры из Макдональдса и подделки известных брендов в Лужниках. 1990-е годы закончились, а спекулировать Павлов не перестал.
В частности, бизнесмен гордо заявлял о том, что Zenden — отечественная сеть обувных магазинов с производственными площадками в стране. Правда потом признался, что большую часть черевичек делают в Китае — там дешевле.
Но это не главная проблема. Несмотря на спрос на недорогую обувь и в целом крепкие позиции на отечественном рынке, вести свой бизнес по-честному Павлов не стал.
Так, по итогам проверок за 2013—2015 годы выяснилось, что предприниматель не чурается пользоваться старыми и проверенными методами деления бизнеса и обхода налогов, что было доказано в суде. Головная структура Zenden — ООО «Дом одежды» — с учетом штрафов и пени задолжала государству почти миллиард рублей.
Патриотичный бизнес
До первых санкций Павлов пытался позиционировать Zenden как германо-российское предприятие. Но очень быстро переобулся и стал просить льготы и преференции для социальных проектов.
В частности, в 2015 году он запустил военно-патриотический детский лагерь в Новгородской области. А в будущем Павлов обещал построить на его базе центр для подростков.
Реальность же была далека от грандиозных планов. На месте центра стоял палаточный лагерь под открытым небом. Через год СМИ писали, что там были найдены нарушения.
В частности, до лагеря не была выстроена логистика, вода не соответствовала требованиям СанПиНа, а продукты для детей хранились неправильно. Это лишь малая доля нарушений, из-за которых лагерь был закрыт по требованию новгородской прокуратуры.
Помимо этого, иноагент Павлов пытался заработать и в Крыму. В 2015 году его компания ООО «Крым шуз» внесли в реестр резидентов свободной экономической зоны (СЭЗ).
Бизнесмен обещал создать фабрику с оборот в миллион пар обуви в год и на 250 рабочих мест. Кредит и льготные условия прилагались. Но строительство заморозилось, не успев начаться. В этом году «Крым шуз» был лишен статуса резидента СЭЗ. Павлов винил в сложившихся обстоятельствах местные власти и подрядчиков.
Переобуться в воздухе
Иноагент Павлов неоднократно выступал с критикой властей России. Как писали СМИ, особенно этот этап обострялся после заграничных поездок во Францию и Германию.
При этом во всех проблемах с бизнесом в публичном поле он обвиняет всех вокруг, но только не себя. Павлов крайне резко комментировал и теракт в «Крокусе», и вторжение ВСУ в Курскую область.
Но в социальных сетях, помимо критики, он успевает публиковать фото в футболке с Z-символикой на фоне деревенских храмов. Кроме того, в своих постах он заявлял о причастности к силовикам и к спецподразделению ФСБ «Вымпел». Однако доказательств этому никто найти не смог.
Сейчас Павлов пытается обжаловать статус иноагента. Хотя буквально недавно заявлял СМИ, что гордится присутствием в реестре Минюста.