На линии разграничения. Репортаж из «России», вновь ставшей российской

Старинный ветряк на въезде в село покосился, так и не дождавшись реконструкции. © / Евгения Мартынова / АиФ

Рядом со Златоустовкой — линия разграничения, за ней начинается оккупированная часть Запорожской области. А здесь — тупик, обойденный официальными бодрыми реляциями, сводками и гуманитарными караванами.

   
   

Ветряк под «ураганами»

Когда-то местный колхоз-миллионер был знаменит на весь Союз. Вывеску с его названием — «Россия» с ненавистью расстреляли из пулемета украинские вояки, а «неблагонадежных» селян в отместку терроризировали восемь лет.

В этом году в Златоустовке собирались праздновать 180-летний юбилей: в 1842 году в Приазовье прибыли по указу Екатерины Второй переселенцы из двух губерний — Черниговской и Харьковской. Торжества отменили: опасаются украинского обстрела. На Златоустовку и так периодически валятся с неба «смерчи» и «ураганы», которые перехватывает наше ПВО.

На въезде в село меня встречает отец Сергий (Коростелин), настоятель местного храма Св. Иоанна Златоуста. В этой отдаленной от города «экосистеме» он — один из немногих приезжих. Родом из Енакиево, он опекает местных прихожан уже больше двух десятков лет.

Отец Сергий, настоятель храма Св. Иоанна Златоуста, совмещает в себе священника, психотерапевта и общественного активиста. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Мы стоим рядом с гигантской ветряной мельницей, на фоне которой автомобили кажутся крошечными. Ею пользовались российские переселенцы в 19 веке, и таких «ветряков» во всей России — по пальцам пересчитать. Памятник деревянного зодчества, в котором в советские времена организовали музей, ныне заколочен, покосился и дышит на ладан. Снаряды его миновали, но из сельской глуши до тех, кто помог бы с восстановлением уникального объекта, пока не докричаться.

Свое «имперское», а затем — советское славное прошлое здесь оберегают так, что годами рисковали жизнью, чтобы артефакты дошли до потомков. В этом отношении Златоустовка — феномен, воплощение связи времен — от екатеринской России до современной, в которую село снова вернулось.

Карта Мариупольского уезда Екатеринославской губернии в школьном музее – наглядное доказательство исторических событий. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

От Ямала — ремонт, от Незалежной — мины

Златоустовская школа в центре опустевшего села кажется непропорционально большой — в советские времена здесь учились полтысячи ребятишек. Сейчас — 120. Но даже в выходной вокруг оживленно.

   
   

В этом году за здание, не знавшее капремонта, взялись строители из Ямало-Ненецкого округа. Уже успели перекрыть протекающую крышу; заменить систему отопления и модуль в угольной котельной. Полная «перезагрузка» произошла в санузле, который был в критическом состоянии. Белым кафелем сияет отремонтированный пищеблок, в котором полностью заменили оборудование.

После ремонта классы в школе стали огромными и светлыми. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Кабинеты физики и химии «привели в чувство» от и до, превратив в большие светлые аудитории. К слову, «химичить» местным школьникам приходилось на остатках ещё советских запасов, но теперь это в прошлом. Получила школа и новые компьютеры для кабинета информатики.

В обновленном спортзале кипит работа. Златоустовец Геннадий шустро перемещает леса, чтобы наладить освещение. У него здесь учится внучка, поэтому признается: делает «все, как для своих деточек». 

Златоустовец Геннадий подключился к строителям из ЯНАО и помогает возродить спортзал, что едет заниматься и его внучка. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

«Была инициатива задействовать местное население, которое осталось без работы», — поясняет директор школы Мария Зубатенко.

Телефон у нее не умолкает, и разговор наш снова прерывают: в холле уже ждут специалисты, которые приехали устанавливать «тревожную кнопку», как положено в РФ.

Молодой директор златоустовской школы Мария Зубатенко: «Капремонта у нас не было никогда!» Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

В сельской школе все, «как дома», и ремонт маленьких классов доселе тянули по традиции своими силами. Украинские требования к их оформлению обязывали к обилию визуальщины, что учителя характеризовали, как «вывесить все, что можно, куда только можно». Дефекты стен это скрывало, а вот дощатый пол в танцевальном классе — с выбоинами на десяти слоях красной краски — выдал положение дел с головой.

Из окон второго этажа виден маленький храм, примыкающий к школьному двору. Голубая маковка с крестом примостилась над шиферными скатами белёного сельского домика.

Из окон школы виден скромный храм и новый школьный автобус. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

На промокшей земле штабелями лежат пегие от старой краски и ржавчины чугунные радиаторы, и единственное яркое пятно — под облетевшей березкой, новенький желтый автобус. ПАЗик зашел из России, и ему предстоит по утрам совершать круг, собирая школьников по окрестностям: троих из Веселого, ещё одного — из Затишья.

В коридоре, временно загроможденном школьной мебелью из классов, обнаруживаю, что рядом с картинами и росписями на одной из стен тянутся пластиковые барельефы. На них крупно и реалистично изображены... мины и снаряды. Такие наглядные «пособия» вместе с соответствующими реалиями привнесла Украина. Снимать пока не стали: окрестности кишат растяжками и минами, оставленными «захысныками».

Мины, снаряды и их муляжи — то, что привнесли нацисты в жизнь школьников. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

«Декоммунизацию задавил авторитетом»

В музейной комнате хранятся раритеты, собранные по всему селу. Современная роспись с украинской хатынкой (сельский домик) в подсолнухах, вышитый портрет Леси Украинки — на местах. «Враждовать» с этим наследием никто не собирается. Старые фотографии, дореволюционные документы, предметы быта и даже советская школьная форма.

«Под декоммунизацию не попала?» — шучу я, догадываясь, как досталось деревне с ее «российской» историей.

«Ивана Ивановича чуть не посадили! — вдруг горячо отвечают мне. — За то, что на ДК осталась надпись «Дом культуры колхоза “Россия”. Проверки СБУ были серьезные...».

В крышу местного ДК прилетали снаряды, а вот на декор на фасаде пришлось спасать от украинских спецслужб, не отличающих венок и лиру от герба СССР. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Про Ивана Разумного, который руководит ДК (официально это Центр народного творчества) уже много лет, коллеги шутят, что он «задавил авторитетом декоммунизацию».

«Наводить порядок» заезжие бандеровцы начали с размахом. Завалили Ленина на площади (памятник по сей день лежит в гараже, указывая рукой в потолок). На его место пытались посадить ель, но хвойное быстро загнулось. Мистики в этом нет — недооценили мощный фундамент под Ильичом, а потому в клумбе в назидание так и осталась плешь.

Весной 2014 вся Златоустовка вышла на референдум о самоопределении, и потом Украина за это не уставала ей мстить.

«У нас некоторым организаторам пришлось бежать, люди меняли телефоны, — вспоминает отец Сергий. — В соседней Хлебодаровке у меня уехало полприхода. Одну прихожанку бросили в тюрьму. Другой мужчина ехал на комбайне, его остановили, руки заломали и увезли». Отцу Сергию потом пришлось выкупать пленника, сейчас он в Донецке.

Сотрудники СБУ, командированные из Западной Украины, допросы селянам устраивали планово — раз в год.

Иван Иванович показывает бархатные знамена, которые вручали победителям соцсоревнований, фотографии — их требовали уничтожить.

Почетное знамя во времена Украины было приговорено к сожжению, а сейчас заняло свое место в музее Дома народного творчества. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Посягали нацисты и на папку с рукописью исторического романа «Лукоморье», посвященного Златоустовке и вышедшего большим тиражом в советские времена. Машинописные листы хранились в сейфе, и для потомков переселенцев — это своего рода реликвия, ведь автор, писатель Анатолий Мартынов, писал о старожилах села.

Среди них — прадед Ивана Разумного, комвзвода, офицер царской армии Елисей Байдак. Сходство его с правнуком поразительно, да и сам Иван Иванович — тоже военный, служивший в Забайкалье. Последний факт украинских спецслужбистов тоже выводил из душевного равновесия.

Иван Разумный отстоял память своего прадеда, русского офицера Елисея Байдака. Они оба военные, а сходство с прадедом поражает! Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Знамена и советские раритеты директор спрятал в киноаппаратной. Нацики не решились лезть в запертую темную каморку, на которой написано «под напряжением». В небольшой музей экспонаты вернулись уж после освобождения.

Теперь в музей российской Златоустовки вернулись все экспонаты. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

«Оперный театр!» — ахаю я, когда в огромном зрительном зале ЦНТ, украшенном росписью и лепниной, вспыхивают огни.

А ведь все это предписано было испоганить

Гипсовые гербы УССР директору приказали сбить с потолка, но тот неожиданно уперся: «Это история!». И тронуть Разумного, заслуженного человека, не посмели, хотя пугали годом заключения за организацию референдума. Требовали сбить и «гербы», украшающие фасад здания.

«Да это ж лира, бабалайки и дудки! Чем, говорю, они вам не угодили? Это ж символ культуры!» — смеется Разумный, посрамивший ретивых проверяющих.

Эту красивейшую лепнину в зрительном зале тоже требовали уничтожить. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Давить златоустовцев, непокорных русских людей, решили другим способом.

Стены кабинетов в Доме культуры украшены сотнями дипломов за победы воспитанников в конкурсах по всей стране до 2014 года. А затем поступило негласное указание — детям «сепаратистов» перекрыть воздух. Как они не старались, их просто демонстративно игнорировали, и за восемь лет — ни дипломов, ни грамот, ни поездок. Культура Донбасса уничтожалась показательно.

«Нас для них не было. Нас просто гнобили!» — сокрушаются наставники.

Все дипломы и грамоты детям из Златоустовки перестали давать после 2014 года: так убивали культуру Донбасса. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Сейчас отрылось второе дыхание — и сельчане берут реванш уже в России. Из Питера, например, фольклорный ансамбль «Златоустье» и его руководитель Татьяна Шевченко недавно привезли две грамоты и диплом за лучшую сценическую обработку народных традиций. Примечательно, что соединили в своей постановке и русские и украинские обычаи, чем жюри и покорили.

Хореограф и библиотекарь Татьяна Шевченко: «Мы объединяем две культуры, русскую и украинскую, и в России это увидели и оценили!» Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

«В темноте пугали доярок»

Златоустовка была освобождена в числе первых — в конце февраля — начале марта. Украинцы не были готовы к мощному дебюту спецоперации, но все равно задержались, чтобы нанести максимальный урон.

В ночь перед отступлением нацики пугали доярок на ферме, появляясь между зданиями в темноте. Только позднее стало понятно, что они расставляли «маячки» на ключевых объектах. Когда бандеровская артиллерия убралась к лесу, то оттуда начала бить по инфраструктуре. Здесь нет газа и централизованного водоснабжения, поэтому первые же залпы, разгромившие подстанцию, оставили людей на холоде, без света и воды.

От «градов» жители прятались по подвалам и провели там неделю.

Погибли молодожены — переселенцы из Донецка: спускаясь в погреб, пропустили вперед бабушку, которая замешкалась. Она была ранена, но осталась жива, а мужа и жену насмерть изрешетило осколками.

«Мне привезли икону, которую им дарили на свадьбу, и после трагедии она осталась в храме», — вспоминает батюшка.

В Диановке, входящей в местный сельсовет, украинцы превратили школу в склад снарядов и вооружения, однако воспользоваться не успели. Щедрые запасы достались нашим армейцам, и они, по словам местных жителей «еще месяц туда ходили, как в супермаркет».

Малыши из Златоустовки радуются новогодним угощениям. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Страшные бои покатились дальше, превратив соседние села в руины, а дороги покрыв сгоревшей техникой и обезображенными трупами всушников. Лежали они долго — пока саперы не убедились, что останки не заминированы (обычная практика украинцев).

Над Волновахой в это время горело зарево страшных боев, а в лесочках союзная армия отлавливала диверсантов.

Снаряд  для лошадей

В центре Златоустовки неожиданно встречаем Александра Ерхова, руководителя «России», того самого сельхозпредприятия, на котором держится село.

Я уже в курсе: местная ребятня ждет начала весны – тогда можно будет пойти на конеферму и смотреть на появившихся на свет жеребят. Когда-то в Златоустовке было даже свое колесо обозрения, протянувшее до начала 2000-х, а сейчас в качестве развлечения дети ходят на экскурсию к лошадям.

Лошади на местной конеферме живы, здоровы, но очень скучают по людям. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Те выжили, хоть и бились от страха в денниках, слушая рев прилетов. Один из снарядов попал на ферму и рухнул прямо в манеж, встряв в землю и чудом не разорвавшись.

Племсовхоз «Россия» был известен на весь мир и до прошлого года поставлял верховых лошадей в Европу: подкупали отличной генетикой и невысокой ценой. Породы немецкие – тракененская, ольденбургская, голштинская. На память о победах выпускников остались золоченые кубки и фотографии именитых всадников.

Спортсменов, которые занимались с лошадьми, здесь уже нет, и кони, привыкшие к человеческому вниманию, наперебой тянут из загородки бархатные морды, отчаянно ревнуя и толкаясь.

В манеж весной прилетал вражеский снаряд. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

Александр Ерхов, который «тянет» конную ферму за счет оказавшегося куда более востребованного «коровьего» направления, уповает на то, что питомцы его окажутся нужными уже в России. В условиях санкций донбасские лошади немецких кровей – отличный вариант импортозамещения.

Сейчас будущее Златоустовки, как и тысяч вернувшихся под крыло России городов и сел, зависит не только от хода спецоперации.

«Мы - чужие среди своих…» - с горечью констатировал отец Сергий, которому уже довелось столкнуться с подозрительным отношением к жителям освобожденных территорий и не где-нибудь, а в родном Енакиево. Но сложно представить себе более русских людей, чем златоустовцы. Маленькая «Россия», которая объединила их и выстояла под огнем, теперь смотрит на Россию большую, и пройдя такой страшный путь длиной восемь лет, очень хочет верить, что окажется ей нужной и полезной.

Памятник погибшим по всей Европе односельчанам и братская могила находятся в центре села. Скоро здесь вновь вспыхнет вечный огонь. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова