За многие тысячи лет человечество изобрело большое количество обрядов погребения — от ритуальных костров и пирамид до создания из останков высокотехнологичных украшений.
Счастливый человек
Но мало кто мог представить, что в 2009 году в Соединенных Штатах человек будет навечно погребен головой вниз, а местом его последнего упокоения станет целая пещера.
26-летний медик Джон Джонс не стремился к мировой славе. Уроженец штата Юта был вполне счастлив: он совершенствовался в профессии, рядом была любящая жена Эмили, которая родила ему дочь. Они жили в Вирджинии, но в ноябре 2009 года приехали к родственникам Джона на День Благодарения. Они хотели сообщить близким радостную новость — Эмили вновь ждала ребенка.
Пользуясь случаем, Джон решил разнообразить отдых походом в пещеру — к спелеологии их вместе с младшим братом Джошем приобщил отец. Они были еще совсем маленькими, когда папа брал их с собой в подземные путешествия.
Но нельзя сказать, что во взрослые годы Джон много времени отдавал спелеологии. До ноября 2009 года он на протяжении нескольких лет не участвовал ни в одном спуске.
Коварство Натти-Патти
Вечером 24 ноября Джон и Джош Джонсы, а также девять их друзей прибыли к пещере Натти-Патти, расположенной в 55 милях от Солт-Лейк-Сити.
Гидротермальную пещеру впервые исследовали в 1960 году, и со временем она стала очень популярной благодаря целой системе узких лазов и поворотов.
Натти-Патти отличалась скользкими поверхностями и очень резким наклоном ходов, что было чревато опасными ситуациями.
В 2006 году специалисты пришли к выводу, что постоянные посещения спелеологов-любителей ухудшили состояние внутренних ходов. В течение трех лет шла разработка правил безопасного пребывания в пещере, но в 2009 году ее все-таки вновь открыли для посещений.
Спасатели очень скоро об этом пожалели — всего за несколько месяцев у них было четыре случая, когда людей приходилось вызволять из узких ходов пещеры. На спасение одного юного бойскаута-энтузиаста ушло 14 часов, но, к счастью, все закончилось благополучно.
Если Джон Джонс и знал об этих ситуациях, то не придал им значения. Он был уверен, что его подготовка позволяет свободно перемещаться по ходам Натти-Патти.
Ловушка
После часа путешествия по пещере братья Джонсы, как наиболее опытные из компании, ушли вперед. Джон искал место, известное как «Родовой канал», — чрезвычайно узкий проход, который из-за своей повышенной сложности пользовался популярностью у посетителей пещеры.
Через некоторое время он нашел вход, который, по его мнению, и был началом «Родового канала». Но, двигаясь внутри, Джон стал понимать, что ошибся: ожидаемого расширения все не было. Он хотел вернуться, но для этого Джон хотел совершить разворот в более широком месте. Проблема заключалась в том, что спуск он осуществлял практически вниз головой, что представляло дополнительную трудность.
Ему показалось, что впереди он видит долгожданное расширение. Решив добраться до него во что бы то ни стало, Джон выдохнул, стараясь уменьшить объем грудной клетки, и рванулся вперед.
Потом специалисты назовут это большой ошибкой — крупный мужчина, благодаря такому действию, продвинулся туда, куда при нормальном дыхании он бы никак не пролез.
К тому же никакого расширения впереди на самом деле не было — Джону просто показалось. В итоге он намертво застрял вниз головой в узком проходе шириной 45 см и высотой 25 см.
«Я хотел бы выбраться отсюда»
Джош вскоре нашел брата, но его попытки помочь Джону ни к чему не привели. Скользкие стены пещеры не позволяли найти точку опоры. Хуже того, от усилий брата Джон стал проваливаться еще глубже.
Тогда Джош отправился на поверхность, чтобы вызвать спасателей.
Спасательные команды прибыли ко входу в Натти-Патти около полуночи, и спустя полчаса спелеолог Сьюзи Мотола стала первой, кто добрался до Джона.
Молодой человек старался держаться бодро: «Привет, Сьюзи, спасибо, что пришла, но я сейчас очень хотел бы выбраться отсюда».
Фактически Сьюзи разговаривала с кроссовками Джонса — только они торчали наружу из рокового лаза.
На поверхности была сосредоточена группировка общей численностью до ста человек с техникой, но проблема состояла в том, что от этого было мало толку. В проход, где застрял Джон, мог спуститься только один человек, а для расширения пещеры в этом месте можно было использовать только ручные инструменты.
«Может продержаться еще 8-10 часов»
Самым худшим было то, что спелеолог-любитель застрял головой вниз. Человеческий организм не предназначен для длительного нахождения в подобной позе, и сердцу приходится работать в два раза интенсивнее, компенсируя прилив крови к голове и легким.
К моменту, когда спасатели приступили к работе, Джон Джонс находился в заточении около трех часов. Медик, спустившийся к застрявшему парню, вернулся с вердиктом: «Он сможет продержаться еще 8-10 часов».
После анализа ситуации было принято решение выстроить систему блоков, через которые можно будет провести веревки. Привязав Джон за ноги, спасатели, работая вручную, надеялись вытащить его из западни.
Но эта работа шла крайне медленно. С Джоном постоянно разговаривали, успокаивали. Когда ему становилось совсем тяжело, к нему спускался медик, который делал успокоительный укол в ногу — единственную доступную часть тела.
Ко входу в пещеру приехала жена Джона Эмили. В проход удалось спустить передатчик, и супруги смогли переговорить.
Крепление не выдержало
Мужчина оказался крепким и стойким — десять часов, отпущенные врачами, истекли, но Джон держался, хотя было очевидно, что его состояние ухудшается.
Наконец, спасатели завершили подготовку. Восемь человек, одновременно держась за веревку на разных уровнях, начали тянуть мужчину наверх. Процедуру проводили медленно и очень осторожно.
После третьей серии усилий первый в цепочке из спасателей смог увидеть лицо Джона. На вопрос, как он себя чувствует, мужчина откликнулся: «Отстой! Не могу поверить в то, что вниз головой и меня убивают собственные ноги!»
Во время четвертой сессии подтягивания спелеолога произошла катастрофа. Одно из креплений в стене пещеры сломалось, отлетевший карабин угодил в лицо спасателя, находившегося ближе всех к Джону. Мужчина потерял сознание, а когда пришел в себя, то понял — Джонс снова провалился в ловушку.
Вечный покой
Спасателя пришлось эвакуировать, поскольку удар в лицо нанес серьезные повреждения. Его сменщик, добравшись до Джона, услышал его дыхание, но на слова тот не откликался — несчастный потерял сознание.
Последующие попытки спасения напоминали отчаяние. Так, один из спасателей едва сам не застрял, пытаясь во что бы то ни стало закрепить веревку вокруг талии Джона.
Сам Джонс больше не откликался на призывы спасателей. Около полуночи 25 ноября вниз спустился врач. После осмотра он сообщил — Джон умер.
Он продержался 27 часов, но и этого не хватило, чтобы помочь ему.
Руководитель работ отозвал спасателей из пещеры. Торопиться теперь было некуда, и людям нужно было дать отдых.
На следующее утро началось изучение планов подъема тела. Но вскоре стало очевидно — риск, на который шли ради живого человека, совершенно не был оправдан подъемом трупа. Родственникам объявили жестокое, но неизбежное решение — Джон Джонс навсегда останется вниз головой в туннеле Натти-Патти.
После трагедии решено было закрыть опасную пещеру навсегда — вход в нее забетонировали. На месте, где раньше был вход, близкие и друзья установили памятную табличку в честь Джона Джонса.