Ремесло из новых
Работа у неё была в глазах многих замечательная – оплачивалась хорошо. Но график жёсткий, не подразумевавший наличие маленьких детей. Муж – строитель, трудился много, однако в одиночку на большую семью не заработать. И тогда они вместе стали искать для Людмилы варианты с гибким графиком.
«Изначально мне был симпатичен ремесленный бизнес. Делать что-то нужное людям своими руками, творить – что может быть лучше?» – говорит она.
Супруги прошерстили Интернет, узнали, что возможностей сейчас много – от фасовки пуговиц до изготовления фурнитуры из керамической глины. Предлагались и такие варианты, где сулили миллионы при копеечных вложениях. Но все они, как правило, с технологиями «на коленке», в гараже или на кухне. Пышные понимали, что это обман. Равно как и то, что выбор нужно делать, оценивая перспективы реализации продукции. Ведь если сбыта не будет, утонет даже самый многообещающий бизнес.
Выбрали они лазерную резку по фанере и пластику – ремесло из новых, современных и технологичных. В их районе тогда никто этим не занимался. Посмотрели обучающие ролики, закупили оборудование, материалы…
«Для старта любого бизнеса необходим капитал. Купить пришлось компьютер со специальными программами, с помощью которых создаётся эскиз, рисуется орнамент, и станок с лазерной установкой, которая «пилит», – вспоминает Людмила. – Материалы не дешёвые, но закупаем их недалеко – в Краснодаре. Мы рады тому, что хоть и постепенно, но растём. Правда, «выйти в ноль» пока не удалось. Однако мы спокойны, потому что не ставили задачи достигнуть этого рубежа немедленно – наоборот, ориентировались на отсроченную прибыль».
Вещицы для уюта
Сегодня их семейная фирма известна многим. Клиенты есть по всей России – находятся благодаря «сарафанному радио» и соцсетям. Людмила в своём Северском районе – звезда Инстаграма. Её аккаунт посвящён «деревяшкам», как она шутя называет свои изделия. Здесь множество фото с работами мастерицы: кукольные домики, салфетницы, рамки для фотографий, полочки, медали для выпускников детского сада. Это не считая «мелочи» – расчёсок, линеек, подставок под горячее… Милые вещицы для семей, детей, домашнего уюта.
«Реклама – двигатель торговли, – смеётся Людмила. – И она должна быть наглядной. Отличный вариант – постоянная экспозиция в магазине. Но на первом этапе это слишком дорогое удовольствие. Поэтому пришлось стать самой себе пиарщицей. Нужно рассказывать, показывать, зазывать, участвовать в выставках, ярмарках, выходить на площадь станицы в базарный день. И обязательно давать пощупать свою продукцию».
Всё это большая работа, но она не менее важна, чем производство. Однако бизнес всё же даёт возможность самостоятельно распределять своё время – чтоб не в ущерб семье и детям. Более того, дети тоже воспринимают его как семейное дело. Старший сын уже помогает маме, когда она участвует в выставках и других маркетинговых мероприятиях.
«Самое главное – своим делом нужно гореть, тогда и сил хватит, и успех придёт», – уверена Людмила Пышная.