Лётная порода. Земное и воздушное Ивана Болдырева и Романа Кобеца

Майор Иван Болдырев и подполковник Роман Кобец. © / Эдуард Кудрявицкий / Коллаж АиФ

Майор Иван Болдырев и подполковник Роман Кобец – Герои России. В 2022-м они месяц провели в зоне СВО, совершив 25 вылетов на вертолёте Ка-52. На службе в гарнизоне Иван – подчинённый Романа. А на время спецоперации командиром стал Болдырев, Кобец – штурманом.

   
   

Разные характеры в одной кабине

Как они умудряются летать в одной кабине – такие разные? Иван – словоохотливый, Роман отвечает строго на вопросы, а иногда и уходит от них. Впрочем, общего тоже немало. Оба выросли в многодетных семьях. С детства мечтали летать. Иван появился на свет в Волгограде, но вырос в селе. Отец работал водителем, чабаном. Мама стригла овец, трудилась поваром. «Один день я пас овец, брат играл в футбол, другой день он пас, я мяч гонял. А когда мы один за другим ушли в Ахтубин­скую школу-­интернат с лётной подготовкой, заботы легли на плечи сестры». Иван окончил Краснодарское военное авиаучилище лётчиков. Дальше – Балтийский флот, служба на Су-24.

Роман Кобец – из семьи военного вертолётчика. Родился в Сызрани, но большую часть жизни провёл в Приморье. «Я видел гарнизонную жизнь… Увлекался всем, чем можно. Кружок рисования, танцы, карате, самбо, картинг. Очень любил технику». После Сызранского военного авиаучилища лётчиков Роман отправился в Приморье. Туда, где прошло детство. И где самым интересным было вернуться из школы и обнаружить в почтовом ящике прессу. «Красная звезда», «АиФ», «Авиация и космонавтика», «Зарубежное военное обозрение», «Юный техник»… «Всё это мы выписывали и читали. Были и книги про войну…»

Во время службы на Дальнем Востоке Кобец выезжал в командировки на Северный Кавказ, в Сирию. А у Ивана в 2010-м военная карьера прервалась. Четыре года учился в Академии гражданской авиации, параллельно летал. И подрабатывал в службе досмотра аэропорта – дочь Полинка уже родилась, приходилось снимать квартиру. А потом…

«Выпускной курс, языковая подготовка в «Аэрофлоте». И вдруг – вопрос из Минобороны: «Не хотите продолжить службу?» Стали предлагать разные самолёты. А я хотел что-то боевое. «Ка-52?» – спросили меня. Я не вертолётчик. Но оказалось – божественная машина! Начал переучиваться. И отправился в Приморье. Мы уже ждали второго ребёнка, когда пришло распоряжение лететь в Сирию. Оксана плакала. Но я не мог сказать в отряде: «Ребята, у меня жена в положении…» Это моя работа. Мой долг. Как иначе?

На СВО Болдырев и Кобец отправились уже вместе. 24 февраля 2022 года их звено («четвёрка» Ка-52) было первым на аэродроме Гостомель. «Основной задачей было выявить, есть ли там системы ПВО, и в случае противодей­ствия погасить их, – рассказывает Иван. – ВСУ ждали нас, как охотники – дичь. И стрелять начали из чего только можно: ПЗРК, стрелковое, зенитная артиллерия. Спасибо вертолёту! Была бы другая машина, может, я с вами не сидел сейчас. В какой-то момент у нас боекомплект закончился, а сражение надо было продолжать. Так что мы «подпрыгивали» и подсказывали ведомому, где что». Но уберечь надёжную машину от по­вреждений не вышло: «Левый двигатель – в масляном голодании, главный редуктор через минуту-две встанет… Решили выполнить аварийную посадку. Почти сразу наш экипаж на «24-ке» забрал нас. А мы продолжили летать на другом вертолёте».

«ВСУ первыми начали бой, нам оставалось только открыть огонь на поражение, – подключается штурман. – Но когда пришлось садиться, мы знали, что наши близко, и страха не испытывали».

   
   
Вертолёт Ка-52 майор Иван Болдырев называет «божественной машиной». Фото: АиФ/ Валерий Рукобратский

Девять жизней

Меньше, чем через месяц судьба преподнесла экипажу новое испытание, похлеще прежнего. «20 марта мы получили задачу уничтожить железобетонные строения противника и дезорганизовать тех, кто внутри. Помню, выпустили уже третью ракету, и вдруг крик ведомого: «По тебе пуск!» Повернулся – и удар как будто по голове: ду-дух!» Поворот стоил Ивану посечённого стеклом лица и обожжённой шеи. Но подумал он о другом: «Вы издеваетесь? За месяц второй раз!» Позже на видео ведомого Иван увидит огненный шар, в который превратился вертолёт. Что было дальше, он рассказывал несколько минут. В реальности были секунды: командир схватился за ручки, глянул на оператора – тот проделал то же самое. «Мы ничего не говорили. Вертолёт начал заваливаться на хвост – это означало, что он сейчас посыплется. Мгновение – «пум!». Чувствую, как наполняется парашют. А вертолёт падает».

Когда применяется система катапультирования, лопасти отлетают, и 11-тонная машина камнем идёт вниз… До Ивана и Романа даже испытатели не проверяли вертолёт на предмет катапультирования. Болдырев и Кобец проделали это впервые! И «всё сработало штатно».

«Упали» над серой зоной, в разных местах. И первой мыслью каждого было: как там Роман (Иван)? Коллеги-лётчики ринулись, чтобы забрать их. Но противник открыл по ним миномётный огонь. На помощь пришёл спецназ Росгвардии на бронетехнике. А потом Болдырев сказал: «Давай, Рома, кулачки. У нас с тобой девять жизней, как у кошек. Две исчерпали. Осталось семь».

После той командировки Болдыреву и Кобецу присвоили звание Героя России. Роман вернулся в гарнизон и сегодня заочно учится в военной академии. Рядом жена и 13-летняя дочь. Иван же после отдыха снова отправился в зону СВО на 10 месяцев. Но сейчас и он повышает квалификацию на курсах – уже как командир звена. С ним супруга, сын Захар. Полина учится в пансионе Минобороны. А сам Болдырев после учёбы планирует вернуться «за ленточку». Их близким тяжело. Но «все всё понимают, – говорят лётчики. – Это долг каждого. А если надо будет, завтра все туда поедут».