Валентина Клименко, 56 лет, Краснодар. Комендант в студенческом общежитии
Комендантом стала случайно, в 92-м году муж сказал: «Если хочешь, иди работай, но пусть работа рядом с домом будет». Пришла сюда. Тут ещё такая разруха была — ни окон, ни дверей. Это сейчас все условия… Пришла и осталась на 20 лет.
Что такое комендант? Это и любовь-морковь, и слёзы, и расставания, и свадьбы. Это и есть жизнь. Я как одна мама на них всех.
Меня часто дома спрашивают: «Что ты там делаешь?». Я говорю: «Разговариваю, порядки навожу, ругаюсь». «О, вот это работа!» — смеются домочадцы.
Никогда не забуду, как мама мне в детстве говорила: «Валя, сколько у тебя друзей. Ты от них не устаёшь?». Нет, я не уставала. И не устаю. Хотя несколько лет назад меня это так переутомило, что я решила, что надо немного дистанцироваться от студентов, провести грань, остановиться в своих бесконечных заботах о ком-то.
Люблю весёлых людей. Когда человек весёлый, он никогда не носит за пазухой камни.
На работе люблю общение. Я, если поднимусь на этаж в комнату что-то спросить, то всё — обо всех всё знаю, планёрка проведена. Нравится, когда вокруг меня много людей.
Раньше студенты были более открытыми. Больше готовили вместе на кухне — девчонки бежали с кастрюлями, просили борщ попробовать, парни вместе пельмени лепили… Может, потому что были беднее, это сплачивало. Кухонное братство такое. Один на весь блок готовил. Сейчас так — мой уголок, мой компьютер, ничего не трогать. Зато студенты стали умнее, амбициознее, знают, чего хотят от жизни.
Мои дети, когда были совсем юными, просили меня: «Мама! Тут так классно, можно, мы тоже в общаге поживём?». Я только улыбалась: «Ну, приходите на мою вахту — прочувствуйте атмосферу».
Студенты меняются за время учёбы. Становятся взрослее. Да они даже за лето меняются, приходят — у кого-то стрижечка новая, у кого-то глазки поумнели, кто-то бицепсы подкачал, кто-то женился. Родители волнуются, когда первокурсников приводят: «Ой, наш такой неумеха!». Я: «Всему научим, не переживайте! Ещё и женим в конце учёбы!».
Для благого дела можно опоздать хоть куда. Когда мне нравится спектакль в театре, студентам рассказываю, и они говорят: «Пошли бы, но опоздаем, будем потом объяснительную писать!». Но ведь главное — почему ты задержался, вдруг ты подругу замуж выдавала? Хороший спектакль надо до конца смотреть…
Сегодня только одно правило для студентов — прийти в подобающем виде, не «на рогах». Можно в любое время. Отвоевали свои права. Но охранники по-прежнему дежурят, камеры везде.
Студенты на дискотеках ночами. Ну а когда им танцевать? В таком возрасте, как я, что ли? Всему своё время.
В любовь верю. Когда мы, юные, бегали с подругой на танцы в горпарк, там выплясывали моряки, я восклицала: «Ой, какая форма!». Мой друг это подметил и пошёл служить. Три года в Севастополе на корабле. 26 января отметим годовщину свадьбы — 35 лет.
Если бы мне в руки упал миллион, я бы построила квартирки для молодых семей. Я так настрадалась в общежитии. Это так важно на первых порах, когда есть жильё. Ведь это может и всё разрушить.
В студентах иногда возмущает эгоизм. В принципе, сейчас ребята тоже неплохие. Просто их нужно куда-то вести. Они сейчас так много работают. Работа, учёба. Многим тяжело выживать — особенно тем, кто из периферии.
Усталость снимаю так — запираюсь в комнате на 2 часа, беру в зубы книжку или журнал. Без телевизора, телефона. Одно время ходила в бассейн, очень хорошо отвлекает.
Дружба есть. И мужская, и женская. И между мужчиной и женщиной. Я студентам говорю: «Не забывайте своих друзей сейчас, не теряйте. Лучше, надёжнее никого не будет». Студенчество — это ведь такое шикарное время. Это ведь кайф, а понимаешь это только потом. Но это уже не повторить.
Лариса Кузнецова, 36 лет, Пермь. Комендант в студенческом общежитии
Сначала я работала библиотекарем в университете, но это не совсем моё. По натуре я человек активный, мне нужна вечная борьба, за кого-то заступаться, что ли. Так я стала комендантом.
За четыре года работы я уже достаточно заселила и выселила студентов. Нынче будет мой первый полноценный «выпуск», как говорится, с первого по пятый курс в общежитии.
У меня в подчинении находятся восемь человек: вахтёры, рабочие, дворники, кастелянши. Уборщиц нет — чистотой теперь заведуют клининговые компании.
Я живу с семьёй прямо здесь, на втором этаже. В этом есть большой плюс: всегда нахожусь в эпицентре студенческой жизни, могу в любое время проводить обход, общаться, устраивать собрания. Хотя у меня есть большой дом неподалёку от города.
Первое время, когда я только устроилась, студенты меня всерьёз не воспринимали. Скандалили, ругались. Однажды на этаже даже «распушили» все огнетушители, шторы посрывали, словно вредные дети. Нужно просто с ними уметь договариваться, находить общий язык.
Чем больше пишешь докладных на ребят за их «косяки», тем больше тебя ненавидят. Я со временем поняла, что мирный путь (например, поговорить по душам) — вот решение всех проблем.
Бывало такое, что приходилось со студентов трясти деньги за оплату комнат. А они болезненно реагируют! Поэтому звала охранника в помощь, вставала на пропускной. Пока не заплатишь — не пройдёшь. Конечно, так делать нельзя, но зато крайне действенно! К слову, пиццу и роллы студенты заказывают постоянно — а это ж средства большие!
Студенты меня не стесняются, я для них свой человек. Вспомнила один случай. До выхода закона о запрете курения у нас были специальные помещения, где можно было спокойно подымить. Во время утреннего обхода я зашла в комнату: сидят такие — девушки и мальчики — почти голые, в одном нижнем белье. Обычная ситуация. Поздоровалась и пошла дальше.
Раньше молодёжь была более приспособлена к жизни. Сейчас первокурсники стали считать, что им все что-то должны, как бы грубо это ни звучало. Своего рода потребительское отношение к жизни. Им объясняю, что я не мама — настало время самостоятельно принимать решения. Но есть и положительный момент — помимо учёбы, стали работать. Поголовно.
Обо мне говорят, что я злая, но справедливая. Я считаю, что порядок в общежитии — главное.
Бесполезно писать объявления на доску в коридоре — студенты их в упор не видят. Сейчас я сообщаю о важных событиях только через социальную сеть в группе нашего общежития.
Проблема одна — с финансированием общежитий. Ребята живут, что тут скрывать, не в очень хороших условиях. Помню, зашла в комнату — а там студент стоит на коленях и что-то пишет на столе. Я ему принесла стул из своего кабинета.
Меня постоянно угощают, приглашают посидеть, чай попить. Дарят угощения: картошку, мёд, яйца, помидоры, пироги. Искренне благодарят за отношение и за заботу, никто не пытается подмазаться.
Татьяна Коломейцева, 51 год, Ростов-на-Дону. Вахтёр студенческого общежития
Слёзы первокурсника бывают разными. Для меня студенты — это, прежде всего, дети, особенно первокурсники. Заселяясь в общежитие, некоторые плачут. Девушка плакала навзрыд, провожая маму. Она реально боялась остаться без мамы. Первое время такие молодые люди страдают от оторванности близких, особенно, если далеко от дома, нет возможности поехать к родителям на выходные.
Другие первокурсники, наоборот, счастливы, что освободились от присмотра родителей. Эти сразу стараются самостоятельно постичь взрослую жизнь, и каждый такой взрослый шаг для них — открытие. Какую радость испытали девочки, что сами испекли блины! Прибежали на вахту поделиться успехом, угощали блинами. Миллионный город постепенно поглощает этих людей, и они становятся как все.
Из иностранных студентов самые открытые — это вьетнамцы и китайцы. Африканцы и украинцы из Донбасса держатся как-то на расстоянии. Студенты из Вьетнама и Китая более общительны и, как мне видится, у них есть большое желание выучить русский язык. С удовольствием рассказывают о своих народных традициях, с мобильного телефона показывают ролики с родины. В советские времена была такая практика, что в одной комнате жили иностранец и русский, чтобы приезжий из далёкой страны быстрее адаптировался. Теперь же за советом иностранцы зачастую идут к вахтёру.
Запрещено, чтобы парень (гость) ночевал у девушки. Дневного времени общения до 12 ночи вполне достаточно для встречи. Встретились — и разошлись. Чтобы постороннему ночевать в общежитии, нужно получить разрешение у коменданта. Просящему, кто здесь живёт, необходимо заранее написать заявление. Ночевать разрешается родственникам и родителям студента.
Курить нельзя в комнатах, но всё равно курят. Нередко из-за этого срабатывает пожарная сигнализация.
Студенты — народ весёлый. Любят праздновать дни рождения. Набьются в маленькие комнаты по 10–15 человек, а им не тесно!
Попасть незамеченным в общежитие через балкон сложно. Потому что стоят камеры наружного наблюдения. При мне парень таким способом проник в здание, видимо, к девушке, но его быстро вычислили.
Загулявшие студенты ночью просят открыть входную дверь. Ночью приходят и стучатся не только загулявшие, но и те, кто работает по ночам, не всем студентам родители могут помочь. Некоторые научились самостоятельно зарабатывать на жизнь.