Юля – жена генерал-майора Ивана Шканова, который с первого дня спецоперации находится «за ленточкой». Но она не генеральша в привычном смысле этого слова. И не потому, что ей всего 28 лет. А потому что Юля – старший лейтенант, начальник вещевой службы бригады. После интервью aif.ru Шканова вернулась в зону СВО.
– Мои главные задачи – одеть и обуть солдата, помыть и постирать его одежду, обустроить быт. Где он живёт, на чём спит – за это тоже отвечаю я, – объясняет Юля.
У неё приятная улыбка. Я понимаю, что не подчиниться такой женщине невозможно. Но с трудом принимаю её выбор. Родители – гражданские. Познакомились, когда оба работали проводниками на железной дороге. Поженились, растили детей…
– Каждый год в Чите проходили парады Победы. Мы отправлялись туда всей семьёй. Это было торжественно, красиво. И вызывало чувство гордости за страну. Рядом располагались воинские части, в столовой одной из них работала бабушка. Дядя был прапорщиком, кажется, начальником секретной части. И я хотела носить красивую форму. Курсантом Вольского военного института материального обеспечения трижды участвовала в парадах на Красной площади. А после меня в училище поступил брат, теперь уже лейтенант.
Ждать и не сойти с ума
Она выросла среди военных. При этом о муже в погонах не мечтала. Главным считала выучиться, сделать карьеру. Хотела связать жизнь с юриспруденцией, но ушла «в тыл». После института приехала в один из полков начальником вещевой и продовольственной службы. И встретила Ивана. Он уже был полковником, но помотаться по гарнизонам пришлось и Юле.
– Когда сыну исполнилось 4 месяца, началась СВО. Муж сразу оказался там. А я… подрастерялась. Саша ещё на грудном вскармливании. Хочется, чтобы в это время рядом был любимый мужчина. А мы тогда жили у моих родителей в Самаре. Чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей, я перекрашивала стены, что-то переделывала. Три недели связи с мужем не было. Я не знала, где он, что с ним. Похудела на 35 кг… И ждать тяжело. И раскисать нельзя.
В какой-то момент матери, дочери, жёны и сёстры объединились, чтобы поддержать своих мужчин – участников СВО. 120 женщин в проекте супруги командарма Колотовкина сфотографировались в их кителях и отправили им снимки и письма. Юля ещё плела маскировочные сети, занималась общественной работой и организацией гуманитарной помощи.
Всё это время голубоглазый блондин Александр Иванович (весь в папу!) был рядом. Когда отец звонил по видеосвязи, жена отвечала: «Здравия желаю!» – а сынок выполнял воинское приветствие. И папа таял. «Важней всего погода в доме», – говорит Юля. Но когда сыну исполнилось полтора года, Юле предложили должность начвеща бригады…
Мама приехала, но скоро уедет
Посоветовавшись с родителями и доверив им малыша, уже через неделю старший лейтенант Шканова была «за ленточкой».
– Юля, вы сумасшедшая?! – не удержалась я. – Простите…
– А кто, если не мы?! – спокойно отвечает она. – Близкие поняли. Мне хотелось на службу. Из уст женщины, может, звучит дико. Но долг превыше всего. И я хотела внести вклад в победу. Первое время сыну было тяжело расставаться со мной. Потом привык. Сейчас ему 2 года и 4 месяца. Уже самостоятельный, ходит в сад. И знает: мама приехала, но скоро уедет: «Пока!» Видимо, осознаёт, что родители – военные.
– К тому времени ваш муж получил звание генерал-майора. Вы могли быть просто генеральшей. Не каждой женщине так везёт!
– Не каждому генералу так везёт! Мы – ломающие стереотипы жёны генералов. Не прячемся за их спины, а встаём плечом к плечу. Да, мы не рядом сейчас, на разных направлениях. Но я чувствую себя на своём месте. И ни о чём не жалею.
Она живёт в блиндаже наравне с мужчинами и ощущает себя в этом сильном мире комфортно. Выполняет задачи в зоне СВО (главное – обеспечить необходимым тех, кто на переднем крае) и в месте дислокации военной части в Подмосковье. Видит сына от случая к случаю – хорошо, если родители приедут к ней. Обычно же и выспаться некогда. Есть дела, которых никто, кроме начвеща бригады, не сделает, вот и всё. Сейчас она даёт интервью в Москве, а «за ленточкой» её уже очень-очень ждут.
И мужа Юля видит редко. Поэтому страшно боится пропустить его звонок. Проворонишь – и до следующего сеанса связи испорченное настроение. К тому же на ней обязательство: муж быстро сказал, что всё хорошо, а она должна обзвонить родных.
То, о чём не надо всем знать
Сама Юля в конце прошлого года выиграла в Подмосковье конкурс «Женщина-герой», где нужно было рассказать о себе, сделав видеовизитку (помог Александр Иванович, хотя пока он только «лялякает»), и представить творческий номер. Начвещ бригады Шканова исполнила песню, которую написала сама, посвятив её мужу. А вот с дефиле едва не вышла промашка. Юля приехала из зоны СВО, на подготовку был всего лишь день. Спасибо подругам – помогли найти платье, которое пришлось ей впору…
О конкурсе, сыне и снабжении солдат на передовой говорит с воодушевлением. А просишь рассказать о медали «За боевые отличия» – тушуется: «ничего особенного». Хотя ясно же: подобные награды просто так не вручаются. «Обстрел был?» – пытаюсь вытянуть хоть что-то. «Чуть-чуть… Зачем всем знать об этом? Особенно родителям…» Колонна, в которой находилась Юля, должна была доставить бойцам имущество и продукты, когда «что-то пролетело мимо». К счастью, никого не зацепило, все вернулись живыми. И задача была выполнена. «Не могу сказать, что было страшно. Кажется, всё произошло в один миг».
– Муж научил меня не планировать дела более чем на день, ведь если не получится выполнить – расстроишься. Хотя женщины сильные. Мы улыбаемся, и всем становится светло. Так что тем, кто ждёт своих мужчин домой, желаю не грустить. Лучше найти занятие с пользой для окружающих, больше общаться с родными. А мы победим. И всё у нас будет хорошо!