7 сентября в Лесосибирске (Красноярский край) пропали две 13-летние девочки. Они отправились к подруге в соседний посёлок, но до места назначения не дошли. Об исчезновении школьниц полиция узнала из интернета. Мать одной из потерявшихся девочек написала пост в паблике. К счастью, девочек нашли. Но не всегда такие истории заканчиваются счастливо. Некоторых пропавших детей не могут найти до сих пор. Вглядитесь в эти лица. Может быть, некоторые из этих уже повзрослевших детей живут рядом с вами?
Ушла в ползунках
Полуторагодоловая Саша Золотина пропала 29 сентября 2015 года в Михайловске (Свердловская область). Она ушла из двора частного дома. В это время родители Саши пили и не заметили, как пропал ребенок. Они «обмывали» телевизионную приставку.
То, что сестры нет, заметила только Света, 13-летняя старшая дочь семейства. Школьница пришла вечером домой после учебы. Света разбудила пьяную мать и стала спрашивать, где Саша. Только тогда родительница спохватилась, что девочка пропала.
Волонтеры и следователи искали Сашу больше месяца. Но им удалось обнаружить только детскую бутылочку в поле. Спасатели не исключали того, что девочка могла утонуть. Но и тщательное обследование водоемов не принесло результата. Надежды на счастливый исход не давал и тот факт, что 29, 30 сентября и 1 октября установилась холодная погода и столбик термометра едва достигал +1...+5 градусов. А маленькая Саша ушла из дома в кофточке без рукавов и ползунках.
Сотрудники СУ СК по Свердловской области возбудили уголовное дело по статье 105 УК РФ («Убийство малолетней»). В убийстве подозревали самих родителей. Но ни Альфия, ни Дмитрий ничего не могли сказать о местонахождении дочери. Вся территория рядом с домом Золотиных была досконально проверена: подполы вскрыли, заброшенные дома и выгребные ямы осмотрели, перекопали и огород. Но ничего обнаружить не удалось. Альфия в свое оправдание твердила, что оставила Сашу в доме и не думала, что девочка сможет выйти на улицу. Якобы дверь в доме всегда была привязана, а именно в день пропажи дочери — оторвана, как будто кто-то с силой её дернул.
По сей день Саша Золотина не найдена. Если она жива, то ей уже больше 7 лет, а значит, и от первоначальной ориентировки девочка сильно отличается. Супруги Золотины развелись. Альфия бросила пить и забрала старшую Свету из приюта (после инцидента семьей заинтересовались органы опеки).
«Маме до сих пор снятся сны, что Саша возвращается»
9-летняя Саша Целых пропала в августе 2012 года из станицы Заплавской в Ростовской области.
Семья Саши вместе с друзьями отдыхала на диком пляже на Дону. Девочка попросилась в туалет и отошла в ближайшие кусты. Но ни через 10 минут, ни через час Саша не вернулась. Родственники ищут её до сих пор.
Из одежды на девочке были только розовые плавки. Поэтому сотрудники полиции, проводившие поиски, думают, что школьница утонула.
Поисковый отряд «Лиза Алерт» искал Сашу до морозов. Шерстили близлежащую территорию, осматривали все поселки с тепловизорами.
«Поиск был очень масштабный, — рассказал «Таким делам» региональный координатор «Лизы Алерт Юг» Максим Максименко. — Сделали всё что только можно. Саша — единственная в нашей области ненайденная, и мы продолжаем напоминать о ней. Я считаю, что, если не найдено тело, значит, человека можно найти. Иначе все это не имеет смысла».
Казалось, что в такой образцовой семье, как Целых, ребёнок пропасть не может.
«Я долго была в шоке. Мы все были, — вспоминает сестра Саши. — 2012 год вообще для нас был очень сложным: в мае умер папа, в августе пропала Саша, а в октябре не стало бабушки, папиной мамы. Не выдержала новости про Сашу. Мы ей долго не говорили, потом рассказали, и она не пережила этого. Но о плохом мы не думаем. Маме снятся сны, что Саша возвращается. И Кристине, младшей сестре, снятся. Мне раньше тоже Сашка приходила во снах, сейчас почему-то перестала».
Дело до сих пор открыто.
Пропал по пути на остановку
5 мая 2012 года в селе в Липецкой области пропал 11-летний Данила Белых.
Он пошел на остановку, откуда школьников забирал автобус. Непонятно, то ли он пропал по дороге к остановке, то ли когда возвращался со школы. О том, что Данила не пришел в школу, сообщили только в 16:00. С тех пор уже 9 лет местонахождение мальчика неизвестно.
Вроде бы его видели сразу после пропажи в подмосковном городе Раменском, но поиски волонтеров «Лизы Алерт» не принесли результата. Сообщали, что похожего ребенка встречали в Мичуринске или Чаплыгине. Волонтеры вновь клеили листовки, местные жители и полиция проводили поиски. Но, к сожалению, безрезультатно.
Мама Данилы Белых в интервью «Городу 48» в 2012 году рассказывала, что не теряет надежды.
«Очевидцы сообщали, что видели Данилу то там, то тут, — рассказала она журналистам, — поступило сообщение, что нашего сына видели с каким-то мужчиной, на вид цыганской национальности, в селе Казинка Долгоруковского района. Кто-то видел похожего мальчика на Елецкой трассе, люди сообщили, что он был с мужчиной, который ловил попутку. В поисках мы проехали по самым отдаленным селам области, но наши старания пока не увенчались успехом. Однако я не теряю надежды. У меня нет плохого предчувствия. Сейчас мне остается каждый день ходить в церковь и молиться. Работать я не могу, потому что у меня постоянно скачет давление».
По факту пропажи Данилы Белых было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». Мальчик не найден до сих пор.
Панически боялся леса
В Новосибирской области 11-летнего Салима Самойлова родители отправили к скотомогильнику выбросить бараньи потроха. Но назад домой Салим не вернулся. А тележку, с которой он ушел, позже нашли на лесной тропинке.
Прочесывали лес, поля, болота, село. В поисках школьника даже задействовали авиацию. Поисковики выдвинули версию: Салим покинул Новосибирскую область. Но и этот вариант не нашел подтверждения.
«Первые полгода-год после пропажи Салима Самойлова поступали звонки и со всей Новосибирской области, и даже из мест за ее пределами. Нам прислали фотографию мальчика из Липецкой области, внешне очень похожего на Салима, — рассказала ngs.ru координатор «Лизы Алерт» Светлана Блинкова. — Мы показали снимок родителям: один из них сказал, что похож, а другой сказал, что нет. Неопределенность заставляла родителей то верить, что с сыном всё хорошо и его скоро найдут, то впадать в отчаяние и безнадежность. На фото из Липецкой области мальчик стоял возле окна какого-то здания. По нашей просьбе местный житель приехал на место, где был сделан снимок, измерил высоту окна и соотношение по размерам к нему мальчика. И стало понятно, что это не Салим. Мальчик с фото был значительно меньше нашего, порядка 30 см разницы. Безусловно, все звонки потенциальных свидетелей и очевидцев мы отрабатывали».
По словам мамы Салима, у сына была инвалидность, он был умственно отсталым. Он не знал ни азбуки, ни правил поведения в классе. А ещё он панически боялся леса.
«Когда со сверстниками ходили за грибами, собирали их в лесу, а он стоял с краю, в лес не заходил», — рассказал журналистам заместитель начальника карасукского поисково-спасательного отряда Николай Воистинов.
Волонтеры «Лизы Алерт» продолжают развешивать в разных уголках России ориентировки на Салима Самойлова, хотя прошло уже больше 5 лет с его исчезновения.
Пропавшие братья
Братья Кулаковы, Вова и Сережа, пропали в 2013 году в Кировской области. Родителям они сказали, что пошли ловить ежиков. Когда стало смеркаться, мама позвала сыновей на ужин, но никто не откликнулся. Хотя буквально час назад женщина видела их в окно.
Сельские поиски ни к чему не привели, и полицейские выдвинули версию о том, что братьев Кулаковых похитили. Самостоятельно, по мнению стражей правопорядка, мальчики покинуть село не могли: автобусы ходят редко, а по выходным их и вовсе нет.
Осматривали лес, обследовали реку, пруды, но безуспешно. Мама братьев рассказала, что запомнила, как в тот день у последнего дома громко лаяла собака.
«Я сказала полиции, что в том месте, где ребятки бегали, собака на кого-то накидывалась. Значит, кто-то чужой там мог быть, — говорит Марина Кулакова. — Не могли они уйти в лес. У нас ходили иногда цыгане по поселку, их тоже не проверяли. Трассу перекрыли только через два дня. Какой смысл уже перекрывать? До Кирова три часа ехать, а там уже не догнать».
Поиски мальчиков продолжаются до сих пор.
Не смогла простить мужа за то, что упустил ребёнка
Костя Кривошеев пропал в 2013 году в поселке Озерки-6 (Новосибирская область). Дедушка и отчим взяли его с собой в лес, чтобы заготовить дрова на зиму.
В сборе валежника Костя не участвовал. Его попросили остаться в машине. Мальчик побежал назад из леса к автомобилю, но, когда взрослые вернулись, ребенка в салоне не было. Косте Кривошееву было на тот момент 8 лет.
Когда отчим и дедушка не смогли найти Костю, они вызвали полицию. В поисках принимали участие 500 человек. Каждый день на подмогу волонтерам приезжали люди из соседних поселков на автобусах. Администрация поселения даже отпускала мужчин с работы, чтобы они участвовали в поисках. Но никаких следов мальчика обнаружено не было.
Первыми под подозрения в убийстве попали отчим и дедушка. Их проверяли на детекторе лжи, и оказалось, что они не имеют отношения к исчезновению.
«В Новосибирской области всего два ненайденных ребенка: Костя и одиннадцатилетний Салим Самойлов, — рассказала Анна Будовая, координатор волонтеров «Лизы Алерт». — И у Салима была очень похожая история: огромную территорию проверили — никаких следов. Вечером он покормил овечек, а утром одна умерла, родители его отругали и отправили самого отвезти останки к лесу. Он обиделся, ушел отвозить, в итоге нашли тележку, а мальчика нет. И ни одного следа».
Татьяна Кривошеева так и не смогла простить своему мужу потерю сына: «Я так любила его отчима, никогда в жизни так мужчину не любила, а потом просто появилась ненависть к человеку. Я все думаю и не понимаю, как можно было упустить ребенка... Они ведь не сразу в полицию позвонили, они сначала ко мне приехали и сказали, что Костя пропал. Как так можно…»
Поругался с мамой
15-летний Федя Деркач из Томска пропал в конце 2014 года. Подросток сбежал из дома, поссорившись с матерью. Родительница отругала сына за тройки.
Родные прождали весь день и только к вечеру написали заявление в полицию. Уже когда шли поиски, кто-то входил в аккаунт Федора. Возможно, поэтому и не отнеслись серьезно к поступку подростка. Мол, погуляет и вернется. Но Федя не вернулся. До сих пор.
Расследование продолжается
11-летняя Аня Анисимова пропала в Тюмени более 10 лет назад. Рано утром девочка проводила родителей на работу и сказала, что пойдет на урок пораньше. В этот день она дежурила в школьной столовой. Но до школы Аня так и не дошла.
Последний, кто ее видел, — одноклассник. Мальчик с родителями ехал на машине и увидел, как Аня идёт по направлению к школе. Девочка жила рядом с ней, всего лишь в 10 минутах ходьбы.
Исчезновение школьницы среди бела дня потрясло Тюмень. Был составлен фоторобот предполагаемого похитителя: мужчины, который разговаривал в тот день с девочкой. Следователи даже описали автомобиль, на котором уехал предполагаемый преступник: темно-зеленая «семерка». Было проверено более 700 «Жигулей», водители прошли проверку на полиграфе, но расследование поисков Ани так и не продвинулось.
Искали девочку всей Тюменью: патрулировали, осматривали подвалы, пустыри, лесопосадки, развешивали ориентировки. Информационные листовки с фотографией Ани и фотороботом подозреваемого до сих пор появляются в оживленных местах популярных курортов. Их расклеивают волонтеры-отпускники.
За достоверную информацию о том, что случилось с Аней Анисимовой, объявляли награду в полмиллиона рублей. Но и это не помогло найти девочку. В этом году Ане Анисимовой исполнилось бы 22 года.
«Расследование уголовного дела по пропавшим детям из Тюмени, в том числе Ане Анисимовой, продолжается. Она до сих пор не найдена. Проверяются различные версии, работа ведётся», — рассказал 72.ru Александр Фролов, следователь четвертого следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета РФ.
А пока семья Анисимовых верит в то, что их Аня жива и вернется домой.
Оставлять без присмотра нельзя
«Детей младше 10 лет нельзя оставлять без присмотра даже на несколько минут. Кроме того, это вам кажется, что вы оставили на минуту, а реальности это всегда больше, — говорит координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Екатерина Гогина. — Трагедии можно избежать, если взрослые, повстречавшиеся ребенку, не проходят мимо, считая это не своим делом, а реагируют и обращаются за помощью. Можно позвать кого-то, кто сообщит родителям. Поэтому, если вы идёте по улице и видите, как ребенок играет в неположенном месте, слишком маленький, чтобы гулять одному, делает опасные вещи, — не будьте равнодушным, остановитесь и помогите. А если ситуация серьезная, то позвоните по номеру экстренных служб (112 с мобильного телефона). Это можно сделать, даже если у вас 0 рублей на счету, нет сим-карты и на экране телефона написано, что нет приёма. С детьми нужно постоянно говорить о безопасности. Напоминать правила. Уточнять, знают ли они, что делать в том случае, если потерялся, в случае опасности. Нельзя ограничиваться одной-двумя фразами и считать, что вы сделали все. Это должно быть непрерывно. Встречая в книгах сюжеты с пропажей героев, проговаривать их. Играя с игрушками, напоминать правила».
Екатерина Гогина напоминает, что более раннее обращение за помощью влечет за собой быстрое реагирование и, как следствие, сокращает срок самого поиска.
«Обращаться надо, как только вы поняли, что не знаете, где ваш близкий человек. Правила „трех суток“ не существует! Заявление обязаны принять сразу и в любом отделении полиции. И подать заявление может любой человек, то есть заявить о пропаже ребёнка может бабушка, няня, друг семьи, а не только родители», — говорит координатор поисково-спасательного отряда.