Инклюзивный отдых. Почему особенным детям полезно ездить в лагерь?

Инклюзивная смена в детском лагере. © / Мосгортур

Напрасные страхи

«Особые дети требуют особого подхода», — утверждают родители ребят с инвалидностью. Взрослые часто держат их около себя и дальше, чем из комнаты в кухню, одних не отпускают. О том, чтобы отправить дочку или сына в оздоровительный лагерь за город, и речи не идёт. Они боятся, что ребёнок не будет принят сверстниками или просто брошен на произвол судьбы.

   
   

Эвелина Маштакова уверена, что все эти страхи напрасны. Её дочери 15 лет у нее синдром Дауна. Но, несмотря на это, девочка уже четыре раза выезжала в детские лагеря, а плакала лишь тогда, когда приходилось расставаться с вожатыми и новыми друзьями.

Впервые Марина отправилась в лагерь в 2015 году на инклюзивную смену «Мосгортура» по путевке, оплаченной за счёт городского бюджета. Там отдыхали как обычные дети, так и ребята с особенностями.

«Помню, как провожала её на автобус: дочка сидела в салоне и светилась от счастья, а я стояла под окнами и не находила себе места от переживаний. Не могу описать, как было страшно отпускать её одну, да ещё так далеко. К тому же, я себе навыдумывала, что раз путёвки «социальные», то по ним, наверняка, поедут дети из неблагополучных семей, и будут там мою Марину обижать. Да и на смене кроме неё была лишь одна такая же особенная девочка. Но всё прошло отлично, дочь вернулась с кучей грамот, поделок и сувениров. А в первый вечер учинила скандал, сказала, что хочет обратно в лагерь, потому что дома ей слишком скучно. Так я поняла, что в семье растёт «лагерный» ребёнок, и поездки ни в коем случае нельзя прекращать», — поделилась Эвелина Маштакова.

Если первые три раза Марина отдыхала на смене вместе с несколькими ребятами, как и она, с синдромом Дауна, то в последний раз девочка была одна среди обычных детей. Но это никак не сказалось на впечатлениях от поездки, ей всё очень понравилось. По словам мамы, так для дочки было даже лучше, потому что общалась она уже не только со своей группкой, но и взаимодействовала с остальными школьниками.

Марина Маштакова. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

«Марина — очень тактильный ребёнок, поэтому довольно быстро влилась в коллектив, и даже нашла себе хороших подружек — совершенно обычных девочек. Она и сама периодически вела себя, как простой ребёнок. Бывало, конечно, слишком бурно реагировала на какие-то вещи или начинала плакать, если ей что-то не нравилось, на что дети потом жаловались нам, вожатым. Но, в целом, всё шло хорошо. Отряд всегда помогал Марине, защищал её и звал участвовать в постановках для общелагерных мероприятий. А она в свою очередь была рада любой роли, даже самой маленькой, и всегда выкладывалась по полной», — рассказала вожатая из лагеря «Компьютерия» Яна Маланьина.

Все должны быть равны!

Яна добавила, что к ним в лагерь часто приезжают дети с особенностями: синдромом Дауна, нарушением слуха, ДЦП. Но вожатые никогда не выделяют их среди остальных ребят. Конечно, следят чуть пристальнее, но не «нянчатся». Однако этим занимаются дома родители. Часто, для того, чтобы позабыть об инвалидности, взрослые говорят своим сыновьям и дочкам: «ты — особый, ты — самый замечательный, ты — лучше всех», дети такие слова запоминают, становятся капризными и требуют к себе повышенного внимания. Из-за этого у них потом портятся отношения с отрядом. Чтобы ситуацию исправить, вожатые мягко разговаривают с ребёнком, объясняют, что у всех в коллективе одинаковые права, обязанности и никто ничем не выделяется.

   
   
Особенные дети на отдыхе в детском оздоровительном лагере. Фото: Мосгортур

«Все школьники отдыхают по одной программе. Несмотря на то, что в нашем лагере проходят инклюзивные смены, отдельных концертов или спортивных состязаний для детей с инвалидностью нет. Однако сами вожатые подстраиваются под таких ребят, и адаптируют для них внутриотрядные мероприятия. К примеру, есть игра на сплочение, в которой необходимо кого-то поймать или принести на руках. Это легко, когда за дело берутся 20 человек. Но даже при такой командной работе требуется сила. Обычно, у ребёнка, имеющего серьёзное заболевание, тело физически слабое. Но не отлучать же его из-за этого от веселья? Просто ему достаётся роль полегче — держать за руку или прикасаться к плечу», — объяснила вожатая.

Самостоятельная жизнь

Как игра на сплочение, инклюзивная программа нацелена на объединение школьников. Она помогает обычным детям научиться брать на себя ответственность, а особенным — найти своё место в обществе, адаптироваться к жизни в нём.

К тому же, в лагере дети с инвалидностью становятся более самостоятельными. Им приходится самим следить за вещами, подбирать с утра одежду, причёсываться.

«В прошлом году чуть в обморок не упала от тех изменений, которые произошли с моей дочерью. Когда приехала к Марине в гости на смену, заметила, что на ней чуть мокрая футболка. Спросила, в чём дело. Оказалось, что она её сама постирала, вот только нормально высушить не успела. Я так удивилась, что пошла к вожатым, узнавать, как им удалось приучить ребёнка ухаживать за вещами. На мой вопрос они ответили: „Мы ничего специально не делали. Просто все девочки стояли у раковин, стирали, а она захотела к ним присоединиться“, — поделилась историей мама Марины и добавила, — Для особенных детей лагерь становится хорошей возможностью научиться самостоятельности, потому что дома, как правило, родители не отпускают их далеко от себя и не разрешают проявлять инициативу. А там ребята, с одной стороны, живут в более суровых условиях и имеют свободный выбор, а, с другой, находятся под присмотром и на закрытой территории, где им ничего не грозит. Я считаю, что это нужный и очень полезный опыт».

Категорическое «нет»

Самостоятельный отдых вдалеке от мамы — это, конечно, хорошо, но отправить ребёнка с особенностями в оздоровительный лагерь не так-то просто. Многие организации отказываются принимать к себе на смену школьников с инвалидностью.

«Однажды я попыталась устроить Марину на отдых в городской лагерь, но меня и слушать не стали, сразу сказали категорическое „нет“. А всё потому, что дочь имеет синдром Дауна. Они не захотели принимать её даже на один день. Хотя я заверяла, что всегда буду находиться неподалёку, чтобы в случае чего прийти на помощь. Да хоть под соседним кустом сидеть, лишь бы взяли. Тем более, ребёнок у меня привык к коллективу, учится в обычной школе. Так что самостоятельные попытки определить дочку в лагерь я прекратила, теперь ездим только через „Мосгортур“», — рассказала Эвелина Маштакова.

Эвелина Маштакова. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Но отказы лагерей — это не повод скрывать информацию о здоровье ребёнка. Перед поездкой лучше связаться с учреждением и рассказать об особенностях своего сына или дочки. Тогда у руководства будет время найти подходящих вожатых на отряд и разработать план действий. Можно даже заранее привезти ребёнка на знакомство, а так же, обменяться контактами с людьми, которые будут за ним присматривать.

Например, Яна Маланьина долгое время была волонтером — занималась с малышами и школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья. А её напарница — училась на сурдопедагога, поэтому знала, какой подход необходим таким школьникам.

«С Мариной и её мамой мы познакомились ещё до начала смены. Девочка сразу вышла на контакт, поэтому работать с ней было легко. Вообще, очень важно, чтобы родители предупреждали вожатых либо до отправки в лагерь, либо в процессе отправки о проблемах со здоровьем ребёнка, если такие имеются. А ещё давали ему все необходимые препараты, — объяснила Яна Маланьина и привела такой пример: «На одну из смен в мой отряд приехал ребёнок с ДЦП. Об этом диагнозе нам было известно, а вот о том, что мальчик страдал шизофренией, родители не рассказали. К тому же они не положили в чемодан успокоительные. Поэтому справиться с ним было тяжело, постоянно возникали вспышки гнева».

Нужно верить в детей!

В 2014 году значительно увеличился перечень категорий детей-инвалидов, которые имеют право на отдых в лагерях. И сейчас в некоторых детских оздоровительных учреждениях действуют инклюзивные программы, на которые приглашаются ребята с нарушением слуха, синдромом Дауна, ДЦП и ОВЗ. Дело только за родителями.