«Государство нас не слышит». Школьник с ДЦП просит заменить подпись штампом

У десятиклассника из Петербурга Ивана Бакаидова ДЦП, но несмотря на это он ведёт активный образ жизни: учится в школе по обычной программе, занимается спортом, разрабатывает мобильные приложения для людей с речевыми и двигательными нарушениями, а минувшим летом даже выступал с докладом на гуманитарном саммите ООН. Изобретениями юноши пользуются другие люди с ограниченными возможностями. Однако, при таких выдающихся достижениях Иван не может самостоятельно открыть счёт в банке или просто расписаться в документе. Из-за гиперкинезов — непроизвольных сокращений мышц — подпись за Ивана всегда ставит его мама: по доверенности, на оформление которой требуются деньги. Школьник, возмущённый тем, что он, взрослый человек, должен доверять изъявление своей воли кому-то другому, создал в интернете петицию за право подписи альтернативными способами: отпечатком пальца или факсимиле. Иван надеется, что достучится до властей, и таким, как он, разрешат принимать самые важные решения в своей жизни без посредников.

   
   
Иван Бакаидов просит разрешить инвалидам ставить штамп вместо подписи. Фото: Из личного архива Ивана Бакаидова

На месте подписи — прочерк

Иван Бакаидов задумался о неудобствах, связанных с подписью, когда получил паспорт. Из-за непроизвольного сокращения мышц школьник не смог расписаться в документе, поэтому в паспорте молодого человека стоит прочерк. В настоящее время во всех документах вместо Ивана расписывается его мама. Такая практика предусмотрена действующим законодательством: люди, которые не имеют физической возможности расписаться самостоятельно, должны оформлять доверенность на другого человека, близкого или родственника. В дальнейшем инвалид сможет расписаться в документе только при помощи этого человека.

Читайте также: Гений с ДЦП. Школьник помогает заговорить людям с нарушениями речи

Как и любой нормальный гражданин, восемнадцатилетний Иван не захотел передавать своё право подписи постороннему, пускай это даже самый близкий человек. Желая добиться возможности самостоятельного волеизъявления для всех инвалидов, он написал на эту тему несколько писем президенту, но каждый раз получал лишь однотипные ответы от комитета по труду: такой проблемы вообще не существует, поскольку она урегулирована законом. Тогда Иван создал в интернете петицию с требованием разрешить людям расписываться не только от руки, но и другими способами, доступными для всех. В своём обращении Иван предложил в качестве альтернативных вариантов электронный отпечаток пальца или факсимиле. «Его идея в том, что тратить деньги на нотариальную доверенность принципиально неправильно, — объясняет мама Ивана, Юлия. — Почему я должна платить тысячу рублей за то, что мой сын по закону имеет право делать сам?».

Школьник рассказал о своих программах на саммите ООН. Фото: Из личного архива Ивана Бакаидова

«Приходилось расписываться, сидя на полу»

Изучая проблему по разным источникам, Иван узнал, что в Советском Союзе инвалидам разрешали расписываться штампом, но в России такая возможность перестала существовать. Так, в Нижнем Новгороде двум влюблённым отказали в регистрации брака только из-за того, что они не могли поставить подпись. Администрация ЗАГСа потребовала, чтобы за пару расписались другие люди, но жениху и невесте было важно сделать этот ответственный шаг самим.

Сам Иван тоже неоднократно попадал в затруднительные ситуации. Школьник часто сталкивается с непониманием в различных организациях. «Когда Ваня приходит в банк, он может общаться с помощью планшета, озвучивающего его слова, но расписаться не может. Это ставит барышень „в окошках“ в полный ступор, — рассказывает Юлия. — В лучшем случае он может дрожащей рукой кое-как поставить галочку или подобие крестика, но ведь рука может дёрнуться: тогда весь бланк окажется перечёркнутым. Мы были в разных организациях по бочче (паралимпийскому виду спорта), которым занимается Иван. Там некоторые люди, чтобы расписаться при выдаче визы или других документов, вынуждены были в присутственном месте садиться на пол на глазах у других изумлённых клиентов. Это унижает достоинство человека». В настоящее время использовать факсимиле при совершении банковских операций могут только инвалиды по зрению, а на остальных людей с ограниченными возможностями этот закон не распространяется.

Школьник любит кататься по городу на специальном велосипеде. Фото: Из личного архива Ивана Бакаидова

«Государство нас не слышит»

Под петицией, выложенной Иваном, подписались уже более 150 тысяч человек. Среди них не только живущие с ДЦП, но и люди после инсульта, те, кто потерял руку, просто сознательные граждане. Вместе с тем обращение школьника вызвало и массу критики. Люди в комментариях задавали вопросы: «А зачем вам жениться и расписываться, если можно жить так? Зачем выходить из дома? Зачем идти в пенсионный фонд, если это может сделать социальный работник?» Последней каплей в этом деле стала ситуация, когда Иван решил открыть счёт и оформить карту одного из банков. «В банке меня спросили: „А зачем вообще такому карта?“ — вспоминает Юлия. — Этот вопрос часто звучит. Не все понимают, что Иван ведёт активную жизнь. При слове „инвалид“ большинство представляет лежащую бабушку, а не молодого человека, который планирует оформлять индивидуальное предпринимательство и писать заявки на гранты».

   
   
Программы Ивана позволяют общаться людям с нарушениями речи. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Кроме вариантов с подписью в виде факсимиле или электронного отпечатка пальца, Иван предложил хотя бы сделать оформление доверенности бесплатным. «Это не совсем оптимальный вариант, так как, например, я не знаю человека, которому готов передать право на мою подпись, — считает Бакаидов. — Но в некоторых случаях такой вариант тоже может быть удобен». Действительно, в нашей стране много лежачих людей, которые готовы передать право подписи своему родственнику или близкому человеку. Но почему они, получая весьма скромную пенсию, должны периодически выделять из неё тысячу рублей на оформление доверенности? «У меня и таких, как я, немало проблем, — признаётся Иван. — Но государство нас не слышит».

Сам Иван пользуется своими программами для общения с другими людьми. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Законопроекту быть

На петицию Ивана обратили внимание депутаты «Единой России». В партии уже пообещали, что в ближайшее время создадут инициативную группу, которая доработает предложение школьника о замене подписи факсимиле: этот вариант признан самым эффективным. Впоследствии законопроект будет внесён на рассмотрение в Государственную Думу. Несмотря на это, Иван не собирается останавливаться на достигнутом. Он намерен отправить свою петицию президенту, вице-премьеру Ольге Голодец и уполномоченному по правам человека в России.

Школьник рассчитывает, что теперь, когда о проблеме заговорили в высших инстанциях, она наконец-то будет решена. У Ивана есть любимая девушка. Юноше хочется, чтобы в будущем, когда они решат пожениться, подписи при регистрации брака ставили бы не их мамы, а сами молодые. В этом семья полностью поддерживает Ивана. «Есть инвалиды, которые сидят и постоянно жалуются на то, какой плохой этот мир, как плохо всё в нём устроено, — говорит мама петербуржца. — Другие же заявляют: „Я изменю этот мир!“»

Иван мечтает, что они с любимой девушкой сами распишутся при регистрации брака. Фото: Из личного архива Ивана Бакаидова