Главное — качество. IT-эксперт рассказал, как добиться успеха в создании игр

Фото: из личного архива

Привлечение внимания к игровому проекту — это многослойный процесс. Важно создать качественный сайт и промо-материалы, активно использовать социальные сети и проводить рекламные кампании. Ключевым фактором, который может сделать проект по-настоящему успешным, является правильно выстроенный процесс обеспечения качества (QA). Именно через выверенные QA-процессы обеспечивается стабильность и эффективность работы команды, что, в свою очередь, способствует созданию продукта высокого уровня.

   
   

Андрей Сапрыкин — не просто разработчик видеоигр, он — архитектор качества виртуальных миров. Он прошел путь от стажера-тестировщика до руководителя QA-команд в крупных игровых компаниях, а также стал членом международной ассоциации и получил престижную награду. Его путь — это ценный источник знаний для тех, кто мечтает построить карьеру в индустрии видеоигр, особенно в сфере тестирования и обеспечения качества. В этом интервью талантливый IT-специалист поделился своим опытом, рассказал о том, как войти в индустрию и какие навыки важны, чтобы из начинающего тестировщика дорасти до полноценного QA-специалиста и эксперта в отрасли.

— Андрей, в чем заключается работа в сфере QA в игровой индустрии?

— Хорошо, что вы уточнили. Это очень важный вопрос, поскольку в IT-отрасли очень часто путают QA-инженеров и тестировщиков. Иногда даже работодатели не видят разницы между этими профессиями. На практике различия всё же есть, и они существенны. QA (Quality Assurance) — это более широкое понятие, которое включает тестирование, но не ограничивается им.

Работа в сфере QA в индустрии видеоигр заключается в том, чтобы гарантировать, что игровой продукт соответствует установленным требованиям, стандартам и ожиданиям пользователей. Задачи QA-инженера включают в себя обеспечение качества продукта в соответствии с нормативными требованиями, поддержание удовлетворенности пользователей, снижение рисков, оптимизацию и улучшение процесса разработки и тестирования, а также поддержку команды разработчиков.

— Расскажете о себе и задачах вашей команды?

— Мы тестируем игры на различных уровнях — от функционального тестирования до проверки совместимости с различными устройствами, стремясь обеспечить будущую стабильную и бесперебойную работу игрового процесса для наших пользователей.

   
   

Кроме того, наша команда постоянно рефлексирует над принципами своей работы: мы анализируем наш подход к обеспечению качества и тестированию, ищем способы оптимизации процессов, а также помогаем сокращать время, затрачиваемое на все этапы разработки, не снижая при этом качество результата.

— Какая точка стала вашим стартом в индустрии видеоигр? Какие навыки были у вас на тот момент?

— Мой путь в QA начался после того, как я получил образование в области управления качеством. Но причины выбора именно разработки видеоигр появились намного раньше. С самого детства я был увлечен видеоиграми и мог проводить за ними часы напролёт, проходя игру за игрой. Это побудило меня обратить внимание на проблемы качества в этой индустрии. Именно поэтому я выбрал направление, которое не только связалось с моей основной специальностью, но и позволило мне не терять себя и свои интересы. Этим направлением и стало тестирование и обеспечение качества.

Я начал свой путь в игровой индустрии в октябре 2014 года. Тогда я присоединился к компании SPL (SmartPhone Labs) в качестве стажёра-тестировщика. Это известная компания с солидной репутацией в индустрии, занимающаяся аутсорсингом разработки и тестирования программного обеспечения, включая услуги по разработке и тестированию видеоигр. К тому моменту у меня было общее понимание принципов обеспечения качества и роли тестирования в этом процессе, а также тонны геймерского опыта. Познаний в языках программирования у меня не было и нет до сих пор, поскольку это не является обязательным требованием для QA в игровой индустрии. Компания нанимала сотрудников с минимальным набором знаний и проводила внутреннее обучение. Я благодарен компании за предоставленную возможность не только влиться в индустрию, но и получить ценный опыт работы над качеством мировых хитов, а также знания и навыки, которые позволили мне развиваться и строить дальнейшую карьеру.

Со временем я стал менеджером команды тестирования, а затем продолжил свою карьеру как руководитель QA-команд в других крупных игровых компаниях. Сейчас у меня более 9,5 лет опыта работы в игровой индустрии.

— На ваш взгляд, с какими главными препятствиями сталкиваются начинающие тестировщики? А разработчики видеоигр?

— Я уверен, что и начинающие разработчики видеоигр, и тестировщики сталкиваются с рядом схожих препятствий. Главными из них являются нехватка опыта, страх перед неизвестным и недостаток уверенности в собственных силах.

— Можно подробнее о каждом из них?

— Конечно. Нехватка опыта — это самое очевидное препятствие. Без опыта не будет достаточных практических навыков, а это, в свою очередь, может привести к чувству неуверенности и страха перед сложными задачами.

— А как с этим бороться?

— Самый важный совет — не бойтесь экспериментировать и пробовать новые подходы. Используйте образовательные ресурсы в интернете, изучайте различные профессиональные инструменты и софт, посещайте всевозможные митапы и конференции, где опытные специалисты делятся реальными кейсами.

Но, углубляясь в теорию, не забывайте о постоянной практике. Важно набрать практический опыт, чтобы понять, как работают различные инструменты. Участвуйте в хакатонах и конкурсах, регистрируйтесь на различных краудтестинговых платформах и получайте опыт на реальных проектах за небольшое вознаграждение. Попробуйте себя в создании собственных пет-проектов, которые вы сможете добавить в свои резюме и портфолио.

— А что скажете о страхе перед неизвестным?

— Страх перед неизвестным — это естественная человеческая реакция, которая может парализовать ваши действия и препятствовать развитию. В разработке видеоигр постоянно возникают новые вызовы, и важно научиться с ними справляться. Рекомендую не бояться делать ошибки и учиться на них.

— Как же избавиться от неуверенности в собственных силах?

— Неуверенность — это частый спутник новичков. Здесь важно поверить в свои силы и не сравнивать себя с опытными профессионалами. Сконцентрируйтесь на своем развитии, учитесь новому и не бойтесь просить помощи у более опытных коллег.

— Какие ключевые шаги нужно предпринять, чтобы привлечь внимание к своему игровому проекту?

— Привлечение внимания к игровому проекту — это многослойный процесс. Конечно, важно создать качественный сайт и промо-материалы, участвовать в конкурсах и игровых выставках, активно использовать социальные сети и проводить рекламные кампании. Однако, ключевым фактором, который может сделать ваш проект по-настоящему успешным, является правильно выстроенный процесс обеспечения качества (QA). Именно через выверенные QA-процессы обеспечивается стабильность и эффективность работы команды, что, в свою очередь, способствует созданию продукта высокого уровня. Когда вы достигаете этого уровня качества, ваш проект получает не только внимание игроков, но и заслуженное признание в профессиональном сообществе.

— Раз уж речь зашла о признании профессионалов, расскажите о вашем участии в международной ассоциации заслуженных разработчиков (International Association of Honored Developers). Членство в этой организации считается весьма престижным в IT-индустрии. Как вы стали частью ассоциации?

— Да, для меня большая честь быть членом IAHD. Эта ассоциация объединяет экспертов по всему миру в области разработки программного обеспечения, IoT-решений и разработки оборудования, и для меня очень ценно быть частью такого сообщества.

Моя кандидатура была одобрена во многом благодаря моему многолетнему опыту работы с успешными проектами, которые получили широкое признание и достигли миллионов загрузок по всему миру. Например, мне довелось поработать с такой популярной серией игр, как Cut the Rope от компании Zeptolab. Также для вступления мне потребовалось соответствовать строгим критериям отбора и заручиться поддержкой одного из действующих членов ассоциации.

Для меня членство в ассоциации — это не просто почётное звание, но и возможность быть в курсе передовых тенденций в IT-отрасли, уникальный шанс общаться с коллегами из разных стран и делиться опытом. Более того, членство в IAHD позволило мне внести значимый вклад в надежность и эффективность цифровых решений, так я смог заявить свой проект на престижной премии Digital Leaders Award 2024. Ассоциация и сама регулярно инициирует и организовывает различные мероприятия, такие как конференции разработчиков, хакатоны, инновационные саммиты и специализированные семинары — все это способствует профессиональному развитию.

— Андрей, премия Digital Leaders Award 2024 — значимое событие в мире цифровых технологий, и вы стали одним из ее лауреатов. Что для вас, как для профессионала, значит получение этой награды?

— Честно говоря, когда мне сообщили, что я стал лауреатом Digital Leaders Award 2024, у меня был просто какой-то ступор! Я ведь прекрасно знаю, насколько эта премия престижна и сколько талантливых специалистов на неё претендует. В результате конкурсного отбора я занял 1-е место в номинации «Разработчик года» среди более чем 100 претендентов, и поэтому для меня это очень личное признание. Признание того, что ты действительно чего-то стоишь в своей профессии, что твоя работа не проходит незамеченной.

Я подал заявку на участие в категории «Инновации и технологии». Представленный мною проект «Разработка и внедрение высокоэффективного процесса обеспечения качества в игровой индустрии на основе ISO 9001» не только подтверждает мою экспертизу и лидерство в области обеспечения качества, но и подчеркивает важность внедрения международных стандартов в процесс разработки видеоигр.

Эта награда особенно важна для меня, потому что она демонстрирует мои усилия в области тестирования и обеспечения качества в игровой индустрии, где я стремлюсь внедрять инновационные методы и стандарты. Получение премии также показывает, что мои труды и стремление к совершенству оцениваются на самом высоком уровне. И, конечно, это мощный стимул двигаться дальше, развиваться, ставить перед собой еще более амбициозные цели.

— Какое мотивирующее напутствие вы бы дали молодым разработчикам, мечтающим о карьере в индустрии видеоигр?

— Главное — не бойтесь экспериментировать и пытаться создать что-то новое. Разработка видеоигр — это бесконечный процесс развития. И не только игрового, но и вашего собственного.

Важно доверять своей интуиции и следовать своей страсти к разработке видеоигр. Будьте готовы к возможным трудностям, не отчаивайтесь при неудачах, а наоборот, извлекайте из них уроки и двигайтесь дальше. Игровая индустрия постоянно меняется, поэтому важно быть гибким и открытым к новым идеям. Не забывайте обучаться, изучать новые технологии, инструменты, тренды. И, конечно же, не забывайте о команде. Разработка видеоигр — это коллективное творчество, и только вместе с другими талантливыми людьми вы сможете добиться успеха.