Где встал — там и отпуск. Удобно ли путешествовать в доме на колесах?

© / Фото: личный архив семьи Каравановых

Автодом, автояхта, кемпер, караван — у домов на колесах несколько названий. Интерес к «передвижной квартире» вырос во время пандемии. Тогда любители путешествий поняли: закрытие границ может компенсировать свобода передвижения внутри страны.

   
   

Блогеры хвастались открыточными видами гор Кавказа, озер Карелии и побережья Северного моря. Утверждая: можно жить и так, ежедневно выбирая вид за окном.

Aif.ru пообщался с обладателями автодомов, чтобы узнать, во сколько обходится их содержание.

Что такое автодом и какие они бывают?

Автодома бывают разные: от прицепа на колесах до автобуса-квартиры. Кемпер — это дом на колесах на базе автомобиля, караван — это жилой прицеп, с таким чаще всего путешествуют российские блогеры. Вот основные варианты:

  1. Автоприцеп, или караван (дом-прицеп, который присоединяют к автомобилю). Можно купить от 350 тысяч и до 1,5 миллиона.

  2. Кастенваген (микроавтобус. Некоторые переделывают под него машины марок «Мерседес Спринтер» или «Форд Транзит»). Разброс цен от 1 и до 15 миллионов.

  3. Альковный автодом (небольшой грузовик со спальным местом наверху). От пяти миллионов и выше.

       
       
  4. Полуинтеграл (небольшой грузовик с жилым салоном, спальное место сзади). От шести миллионов и выше.

  5. Интеграл (самый дорогой и самый комфортный и обустроенный, похожий на автобус).

Фото: личный архив семьи Каравановых

Многое упускаем, пока летит самолет

Марина Караванова вместе с семьей седьмой год путешествует с жилым прицепом. Ездят большой компанией: муж, четверо детей, бабушка и животные. Прицеп 1991 года выпуска покупали за 285 000 рублей. На этой машине они объехали 25 стран. А когда случилась пандемия — переключились на Россию.

«Мы начали путешествовать с рождением первого ребенка. Сразу поняли, что тюлений отдых — не наш вариант. Сами планировали маршруты. А позже поняли: как же много мы упускаем, пока летит самолет», — рассказывает Марина.

Фото: личный архив семьи Каравановых

Как устроен дом-прицеп?

«В доме пять спальных мест, все как в обычном доме, только в мини-формате: диваны, шкафы, кухня, санузел. Он состоит из душевой кабины со встроенным биотуалетом и раковиной», — объясняет Караванова.

Купленный караван пара улучшила. Подготовили к автономному существованию: установили солнечные панели, аккумуляторы, увеличили бак для воды, добавили спальное место, сделали душ.

Коммунальный вопрос

Воду для мытья и готовки нагревают по-простому: с помощью чайника. Его кипятят на газу и заливают в бак. «Сейчас бак 50 литров. Если пользоваться экономно, на день хватает. Остальные запасы хранятся в багажнике машины. Всего возим 100-150 литров», — говорит Марина.

Фото: личный архив семьи Каравановых

Где брать ресурсы?

Электричество семья получает от солнечных батарей или генератора. От него, например, работает встроенный холодильник. Отопление — от газового камина с раздувом по салону.

Внедорожник ездит на дизеле: самый большой расход — 10 литров на 100 км. Газ пара покупает на заправках. Однако порой это настоящий квест: он бывает не везде. В России газ недорогой, а вот в Грузии этим летом заправляли по 4 лари за кг, рассказывает Марина.

Туалетный вопрос

«Туалет — первое дело в автодоме, особенно с детьми! — шутит путешественница. — Жидкости для нижнего и верхнего бачков бывают разные: от 500 рублей и дороже. После его необходимо слить: в специальное место, в общественный туалет или закопать подальше. Биобезопасные жидкости вреда природе не наносят».

Фото: личный архив семьи Каравановых

Мужчина с собачкой

Руслан Внедорожный в компании маленькой собаки Риччи на автомобиле с прицепом объезжает различные регионы России. «Показать людям красоту, достопримечательности страны, призывать больше людей путешествовать по России. Показать своим примером, что человек своими руками построил дом на колесах и отправился путешествовать совсем не по Европам», — говорит Руслан.

Причем под каждый этап путешественник строит новый дом-прицеп. Строительство последнего каравана обошлось почти в миллион. Возводил его три месяца.

Фото: личный архив Руслана Внедорожного

Сколько стоит удовольствие?

В прицепе Руслана установлены климат-контроль, кондиционер, обогреватель, газовая колонка, запас воды на 100 литров, электричество. Последнее получает от солнца. Также в прицепе есть система фильтрации, позволяющая грязную воду из лужи превратить в питьевую.

«Электричество — бесплатно, от солнца, газ — на заправках: 19 рублей за литр, баллон на 12 литров, вода — из любого источника и бесплатно. Биотуалет — это палатка на улице и септик (покупал за 5 тысяч рублей). Кемпинг — 100 рублей в сутки. Ищу их на “Яндекс-картах” или в приложениях. Платных дорог не так уж много. Техобслуживание прицепа провожу сам», — говорит Руслан.

Фото: личный архив Руслана Внедорожного

«Из плюсов такого путешествия — вы абсолютно свободны и живете в комфортных для себя условиях. Сегодня вы можете встретить рассвет на плато Кинжал или закат на горе Бермамыт. Переночевать у какого-нибудь водоема на берегу реки или в лесу, где встал — там и дом. Я всегда говорю: потому что у вас с собой ваша любимая кружка и зубная щетка — вы находитесь в комфорте», — отмечает Внедорожный.

Фото: личный архив Руслана Внедорожного