Эпоха алтайского самородка. Михаил Калашников изменил мир

Михаил Калашников. © / Владимир Вяткин / РИА Новости

В понедельник, 23 декабря, умер легендарный оружейник Михаил Калашников. Ему было 94 года.

   
   

Он был одним из тех уникумов-самородков, про которых в новейшие времена говорят так: человек сделал себя сам. Родился в алтайской глубинке в большой крестьянской семье: Михаил был последним, 19-м ребёнком (выжили, правда, лишь 8 детей). С детства увлекался техникой, работой различных механизмов. Уже в 5 лет смастерил себе деревянные коньки с проволокой, а в 10 - велосипед. «Изобретать» оружие начал в 14 лет - даже со­брал пистолет из каких-то запчастей. В школе налегал на физику и геометрию, а после учёбы пошёл работать на железную дорогу, где механизмов было пруд пруди...

Михаил Калашников. Фото: www.globallookpress.com

Свою склонность к изобретательству он применил в армии, куда был призван в конце 1930-х. Разработал инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы через щели в башне танка, а также счётчик моторесурса танка. Последнее устройство было рекомендовано в серийное производство, Калашников даже докладывал о нём самому Жукову!

На войну он отправился в должности командира танка, уже в октябре 1941-го был тяжело ранен под Брянском. После лечения погрузился в конструктор­скую работу - первые наброски своего автомата он сделал ещё в госпитале... В 1947 г. в СССР объявили конкурс на создание автомата. Разработку Михаила Тимофеевича признали лучшей. Автомат АК-47 приняли на вооружение в 1949 г., но до 1956-го он оставался засекреченным. Калашников упорно совершенствовал своё детище, даже заработал нарушение слуха от бесконечных стрельб на полигоне... Год за годом, десятилетие за десятилетием он ковал свою славу Мастера. 16 российских и зарубежных академий сделали Калашникова своим академиком. В его активе 35 свидетельств на изобретения. В 90-е к ним добавилось, например, семейст­во популярных охотничьих карабинов «Сайга» и «Вепрь». Изо­бретательство было даже не работой - стилем жизни. Заядлый охотник и рыболов, Калашников придумал «шашлычницу для ленивых», на которой одновременно можно приготовить шашлыки и сварить уху. У себя на даче под Ижевском косил траву при помощи созданной им же газонокосилки... Талантливый человек талантлив во всём. Увы, одним гением в стране стало меньше.

Самый-самый

Автомат Калашникова - самое распространённое стрелковое оружие в мире, состоит на во­оружении 50 иностранных армий.

Морской пехотинец США с MPi-KMS-72, восточногерманским аналогом АКМС. Фото: Commons.wikimedia.org / Sus scrofa

С начала серийного выпуска в 1949 г., включая нелицензионные копии, выпущено более 70 млн автоматов разных модификаций: АК-47, АКМ, АК-74 и др. Главный конкурент - американская автоматическая винтовка М16 произведена в количестве примерно 10 млн штук.

Неполная разборка АК74. Фото: Commons.wikimedia.org / www.defenseimagery.mil

Как символ борьбы за независимость «Калашников» изображён на флаге Мозамбика, гербах Буркина-Фасо и Восточного Тимора. ​

   
   
Флаг Мозамбика. Фото: Commons.wikimedia.org / Open Clip Art

Оксана Лукинская («АиФ в Удмуртии»), Виктор Юрьев

Жил без суеты

С Михаилом Калашниковым я встретилась на его 85-летии. Человек-легенда праздновал его не в кругу столичного бомонда, не в лондонском Альберт-холле, а в своём родном Ижевске. Близких, друзей и просто почитателей Михаил Тимофеевич собрал в своём музее, открытия которого он добивался несколько лет. Он был необычайно горд и счастлив, что имя его будет носить не только автомат, но и заведение сугубо мирное.

Калашников всегда отличался скромностью, хотя он мог бы быть самым богатым человеком планеты. «У изобретателя М16 был свой личный самолёт, - сказал тогда на своём 85-летии Калашников. - Я же жил в такое время, когда мы все работали на государство и получали небольшие вознаграждения. И я был горд тем, что меня награждали, присваивали звания». «Отец мог себе позволить не обращать внимания на обыденные вещи, - признавалась «АиФ» дочь Михаила Тимофеевича Нелли Калашникова. - Он привык вставать в 7 утра. Я каждый день слышала, как он встречает природу стихами: видит за окном дождь - читает вслух одно четверостишие, видит солнце - другое. Он научился жить без суеты...»

Валентина Оберемко