Аналитики сервиса Superjob подсчитали: зарплаты курьеров в регионах достигают 110 тысяч рублей. Почти столичные доходы. Но действительно ли это так и сколько нужно работать, чтобы так получать?
Мы узнали у пеших, вело- и автодоставщиков, трудно ли работать курьером и правда ли, что доставлять товары в три раза выгоднее, чем трудиться на заводе.
Автокурьер «Яндекс.Еды» Владимир Темрюков, Казань: «Не напрягаясь, зарабатываю по сто тысяч в месяц»
Вероятно, портал, подсчитывая зарплаты доставщиков в регионах, имел в виду автокурьеров. Именно такую сумму и называет доставщик товаров из Казани Владимир Темрюков. Мужчина утверждает: в то время как зарплата на заводах составляет порядка 30-35 тысяч рублей, он зарабатывает в три раза больше.
«Некоторые знакомые скептически относятся к моей работе: подумаешь, курьер, — рассуждает Владимир. — Но я зарабатываю по сто тысяч, не напрягаясь. Конечно, как и на любой работе, нужно работать, а не бездельничать».
До прихода в доставку Владимир работал в такси. Признается: общение с пассажирами иногда слишком напрягало. Сейчас он возит не людей, а товар, и этому рад. «Бывали, конечно, разные моменты в работе, — вспоминает автокурьер. — И через забор перелезал, чтобы добраться до клиента, потому что другой путь был закрыт. И как-то меня встретил заказчик весь в крови. Мое дело — доставить товар».
По словам Темрюкова, один из плюсов — работу он может найти в любом городе. Сейчас в Казани — работает здесь, поехал в Уфу — трудится там. Заказы есть всегда, успевай выполнять.
«Иногда к курьерам бывает какое-то пренебрежительное отношение, — говорит Владимир. — Редко, но такое встречается. Я не обращаю внимания: эти люди показывают свою невоспитанность». А самые благодарные, по словам курьера, люди пожилого возраста. Они могут и яблоками из своего сада угостить, и сладкий гостинец к чаю вручить.
Автокурьер интернет-магазинов Илья, Екатеринбург: «Какие сто тысяч? Едва не получил в глаз за восемь рублей»
Совсем другую историю о своей работе рассказывает житель Екатеринбурга Илья. В его обязанности, в отличие от других курьеров, входит и расчет за товары с клиентами. Здесь начинаются многие проблемы — клиенты торгуются, прячутся, спорят, не соглашаются с суммой, просят расплатиться онлайн-переводами.
«Честное слово, я не представляю, как эта работа может быть основной, — говорит молодой человек. — Слышу периодически о чаевых. Ни разу в жизни они мне не прилетали, ни разу».
Илья говорит, максимум, что удавалось заработать, — пятьсот рублей в день. Конечно, он не работает от зари до зари, считает доставку небольшой подработкой «на пивко к ужину».
«Сплошь и рядом, например, такие ситуации. Я привез девушке линзы. Она говорит, написала в комментариях, чтобы с нее списали восемнадцать рублей бонусами. Видимо, менеджер не заметил и в оплату поставил всю сумму, не сминусовав 18 рублей. Я пробил на терминале что-то в районе полутора тысяч, попрощался и пошел к машине. Она окрикнула, вся трясется от злости, говорит, верните мои восемнадцать рублей. Я, собственно, почему что-то ей должен возвращать? Она меня не отпускает, стоим на крыльце. Говорит, я сейчас мужу позвоню, он с вами разбираться будет. Я залез в карман, нащупал только 10 рублей, подал ей, говорю, 8 нет у меня, трясите с магазина. Она действительно звонит мужу, жалуется, что ее „развели“. Я говорю: „Девушка, как не стыдно, ну 8 рублей — небольшие деньги“. А она мне: „Что чужие деньги считаешь?“ Кое-как ушел. Едва в глаз не получил за 8 рублей, причем чужих».
Илья говорит, как-то пожилая заказчица прочитала ему лекцию о политической ситуации в стране и мире. Было неудобно уходить, старушка не отпускала. Другой агрессивный пенсионер «тыкал», говорил, что он почему-то живет на его, стариковские, налоги. Илья не спорит с такими людьми: себе дороже.
«Как-то привез заказ игрушек для взрослых, — смеется молодой человек, — открыл дверь парень, мой ровесник, и раз двести повторил, что это в подарок какому-то знакомому. Я бы, может, и поверил, но зачем он это говорил? Я так-то не спрашивал. Мое дело маленькое, привезти и забрать деньги».
Илья — студент, снимает квартиру на двоих с другом. Устроился развозить заказы, чтобы убить вечернее время. Каждый день собирается завязывать, но любопытство берет верх — какие люди встретятся, что закажут?
Велокурьер Delivery Club Александр Шкробот, Челябинск: «Зарабатываю в два с половиной раза больше, чем в охранном предприятии»
Александру Шкроботу 60 лет. Говорит, никогда не думал, что попадет в индустрию доставки еды. Встретил на улице парня в яркой одежде, все у него разузнал и устроился на работу.
У мужчины третья группа инвалидности, онкология, перенесенный инфаркт. Врачи посоветовали больше двигаться. Велосипед Шкробот освоил давно, а тут решил: отчего же не совместить приятное с полезным — и разъезжать по городу, и деньги заработать. Причем, говорит Александр, зарплата в разы больше, чем в охране, где он раньше трудился.
«Когда только устроился курьером, не владел навигацией, ко всем подходил, спрашивал. А сейчас молодые парни устраиваются на доставку и спрашивают у меня», — Александр с гордостью показывает собственноручно сконструированное крепление для смартфона на своем велосипеде. Железный конь оборудован всем необходимым: рогами для смены положения рук, креплением для бутылки с водой. Как и автомобилисты, Шкробот переобувает колеса в зимнюю и летнюю резину. Супруга мужчины работает в одном магазинов как раз на сборке товаров для доставки.
Мужчина еще не пенсионер, поэтому рад возможности подработать. Говорит, самые сложные заказы выпадают на праздники. 23 февраля на Южном Урале в этом году был холодным днем, так что пенсионер отморозил мочки ушей, но все развез вовремя. В основном он доставляет фастфуд и продукты, которые чаще всего заказывают для пожилых людей или молодых мам с детьми.
Велокурьер «Яндекс.Еды» Дмитрий Леушин, Челябинск: «Зарабатываю 20-25 тысяч рублей в месяц»
32-летний Дмитрий Леушин рассказывает, что полностью перешел на работу в доставку. Теперь это его основное место работы, а не подработка. Леушина увлек удобный график — можно быть самому себе хозяином. «Самое главное — спланировать рабочее время заранее, — говорит курьер. — Если вовремя не предупредишь и не выйдешь на работу — конечно, это грозит штрафом».
Сервис удобен тем, что курьеры сейчас не имеют дела с наличными деньгами, все заказы оплачиваются онлайн, заранее. Главное для доставщика — привезти товар в надлежащем виде и уложиться по времени. Система сама считает оплату заказов — в среднем это 100-120 рублей за выезд. Больше двадцати за день сделать сложно, поэтому доходы курьера — в лучшем случае порядка 2 тысяч рублей в сутки. Все курьеры оформлены как самозанятые, сервис отчисляет за них налоги и берет комиссию. Дмитрий иногда работает неполный день. Если есть какие-то личные дела, трудится по несколько часов. В месяц берет 10-15 рабочих дней. Зарплата составляет 20-25 тысяч ежемесячно.
В основном, говорит курьер, ему встречаются хорошие, ответственные и вежливые заказчики. Иногда дают чаевые — эта функция тоже предусмотрена приложением.
Работа Дмитрию подходит. Он говорит, не ищет ничего другого: интересно и изучать город, когда ездишь по незнакомым адресам, и общаться с людьми. У Леушина средне-техническое образование — до того, как пойти в курьеры, работал в крупном ритейле продавцом.