Домой по загранпаспорту. Российские дома оказались на территории Украины

Корреспондент АиФ.ru  Виталий Колбасин встретился с жителями приграничного Чертково Ростовской области, проживающих «по ту сторону» границы и оказавшихся отрезанными от своих домов.

   
   

Я — с «МПС»

Международный пограничный пункт пропуска «Меловое» Луганской области — единственный украинский КПП, граничащий с Ростовской областью, который находится под управлением правительства Украины.

Главная достопримечательность маленького посёлка Чертково — памятник соотечественникам, защитникам родины, погибшим в 1942–1943 годах.

Главная достопримечательность маленького посёлка Чертково — памятник соотечественникам, защитникам родины, погибшим в 1942–1943 годах. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

С 16 марта власти Украины ввели новые правила для россиян, по которым они имеют право пересекать границу только по предъявлению загранпаспорта. Нововведение значительно усложнило жизнь людей из приграничного российского посёлка Чертково, находящегося в соседстве с посёлком Меловое.

«Я живу в Чертково, но по ту сторону железной дороги. Наши дома находятся в южной части, и к ним нет подъездов с российской территории, поэтому мы остаёмся без всякого снабжения», — пытается объяснить Василий Мормуль.

Наша беседа проходит в администрации Чертковского района. С парадного входа здания виден синий забор, за ним железная дорога и далее — уже территория Украины. Так вышло, что где-то там и живёт Василий Федотович со своей больной женой, сестрой-пенсионеркой, сыном и 14-летней внучкой.

Василий Мормуль и его земляки из-за новых правил Украины оказались отрезанными от своих домов. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Таких, как Василий Федотович, 116 человек — 36 семей, проживающих в четырёх домах бывшего ведомства Министерства путей сообщения. Улицы здесь никогда не существовало, поэтому чертковцы называют эти дома по их историческому, ещё с советских времён, обозначению — МПС-49, МПС-50, МПС-10 и МПС-12.

   
   

Попасть в «МПС» можно двумя дорогами: по автомагистрали через украинский пост и по тропинке с российской стороны — через железнодорожные пути, 8-метровую железнодорожную насыпь и следование пешком около 300 метров по нейтральной территории.

Дом «МПС», где живёт семья Василия Мормуля. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«До введения загранпаспортов пересекали украинский КПП спокойно, особо к нам не придирались, — рассказывает 62-летний пенсионер. — Сказал, что я — с «МПС», показал российский паспорт и пошёл домой».

Покажи загранпаспорт

Проблемы житейского характера у обитателей «МПС» возникали и до 16 марта, но с годами как-то примирились с недочётами. Полиции, например, нельзя попасть в посёлок ни через российский КПП, ни через сопредельный украинский, потому что с оружием за границу — это подсудное дело.

Почтальоны уже давно отказались сюда носить телеграммы и письма, считается, что «МПС» — это за границей. Но зато удалось наладить доставку пенсии. Деньги работник собеса приносит в сопровождении двух российских пограничников, вооружённых автоматами. Письма и газеты, по договорённости самих жителей, забирают те, «кто мимо почты идёт».

И можно было бы так жить и дальше, ведь и плюсы имеются у границы. Россияне ходили на украинский базар в Меловое, где покупали продукты питания, мясо, стоящие в несколько раз дешевле российских.

Но с новыми украинскими правилами пересечения границы жизнь для эмпээсовцев значительно усложнилась.

Украинские пограничники хорошо знают в лицо российских местных жителей и особо их не трогают, но недавно на заставу приехала другая смена, с Западной Украины. Теперь, по словам Василия Мормуля, на украинском КПП происходят частые скандалы между украинскими пограничниками и местными жителями.

За забором железная дорога, за которой уже территория Украины. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Переходить через украинский КПП россиянам с «МПС» приходится каждый день по несколько раз, люди идут в школу, на работу. Отводят детей в детский садик, да и элементарно в магазин за продуктами.

Но как им теперь быть, если без загранпаспорта их не пускают в свой родной дом? По мнению бывшего железнодорожника, даже наличие загранпаспорта не решит проблемы, ведь таким, как он, пересекать КПП нужно каждый день, а через неделю в паспорте не останется места для печатей «вход-выход»,  придётся снова ехать за 100 километров в Миллерово продлевать вкладыш. Загранпаспорт Василий Федотович делать не собирается, так как считает, что он ему не нужен, ведь за рубеж ехать он не планирует.

Отрезанные от России

Дома «МПС» отрезаны от автомобильного сообщения, к ним не могут приехать ни коммунальные службы, ни скорая помощь. Теоретически, проследовать через украинский КПП на автомобиле возможно на общих основаниях, если, к примеру, у бригады скорой помощи будут загранпаспорта, но подавляющее  большинство местных жителей таких документов не имеет…

На станции Чертково: переходить по железнодорожному мосту из России на Украину можно теперь только с загранпаспортом. Фото: АиФ

Жители «МПС» сравнивают своё местопребывание с Камчаткой, жизнью на полуострове, ведь буквально за их домами с трёх сторон простирается украинский посёлок Меловое, в 80 метрах напротив окон меловская погранзастава.

Василий Федотович вспоминает, что 8 августа 2014 года за неё шли ожесточённые бои, и в домах россиян от взрывов вылетели стёкла в окнах. К счастью, никто не пострадал.

От безысходности пенсионер написал письмо президенту Владимиру Путину, губернатору… Главная просьба россиян — переселить их в другое место, и пусть «что хотят, то и делают с этими домами».

За газ плачу Украине…

Василий Мормуль, как и десятки других железнодорожников, квартиру в «МПС» получил в 1981 году.

«Как раз находился в командировке, мне позвонили, сказали, чтобы заселялся, радость одолевала, гордость, у меня ведь двое детей», — вспоминает он.

За несколько лет жильцы за свои средства провели в дома воду, канализацию, отопление, газ.

Спустя 34 года, сегодня, железнодорожник с сожалением разводит руками: «Теперь вот всё бросать нужно — убегать!»

В четырёх домах «МПС» проживает 116 человек. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Необычный статус домов «МПС» затрудняет их коммунальное обслуживание. За воду и электричество жильцы платят российской стороне, а за газ — украинской, в сберкассу Мелового.

Пенсионера беспокоит тот факт, что с апреля украинская сторона обещает в 7,5 раза увеличить оплату за бытовой газ.

Сейчас жители «МПС» по итогам одного зимнего месяца платят около полутора тысяч рублей за квартиру. С поднятием тарифа придётся выложить около 10 тысяч рублей в месяц, при пенсии Василия Мормуля в 15 тысяч рублей.

Каков выход из положения?

Крик о помощи власти услышали. «МПС» посетила делегация из администрации области во главе с начальником погранзаставы. Неожиданный визит россиян украинской стороне не понравился. Подняли всю погранзаставу, выкатили крупнокалиберный пулемёт, демонстративно начали подносить мешки с песком.

«Администрация составила протокол, ушла с автоматчиками, а мы-то остались, всё время под прицелами пулемётов ходим», — говорит пенсионер.

По мнению министра строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Николая Безуглова, есть три варианта переселения жителей «МПС».

Самый простой, который вписывается в российское законодательство, — это оказать помощь Чертовскому району в виде субсидий для строительства так называемого маневренного жилого фонда. Но в этом случае граждане не смогут приватизировать квартиры.

Второй вариант: из резервного фонда области выделить деньги в виде финансовой поддержки самим гражданам на приобретение жилья. По оценке ведомства, на 36 семей необходим почти 51 миллион рублей.

И третий вариант: обратиться в Правительство Российской Федерации, чтобы Министерство чрезвычайных ситуаций признало проживание людей как чрезвычайное. «Таких прецедентов в России ещё не возникало, но это вполне реальный способ помочь россиянам», — утверждает Николай Безуглов.

В данном случае оптимальным вариантом будет выделение чертковцам государственных жилищных сертификатов, которые они смогут потратить на новое жильё по своему усмотрению.

Губернатор пообещал Василию Мормулю обратиться с таким предложением к Правительству РФ. Изъян в том, что такая ситуация в России возникла впервые и схема получения подобных сертификатов ещё не отработана…

Василий Мормуль на приёме у губернатора рассказал о непростом положении пенсионеров в «МПС». Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Масштаб проблемы гораздо шире

Глава Чертковского района Ольга Подгорная пояснила, что масштаб проблем для местных жителей приграничного Чертково гораздо шире.

Положение неординарное: на улице Дружбы Народов проживает 245 россиян, а находится она за украинским постом, находящимся, кстати, на территории РФ. Обстоятельство затрудняет передвижение российских людей.

«Если украинские власти в одностороннем порядке примут решение закрыть пост, то и жители улицы Дружбы Народов домой не попадут», — резюмировала Ольга Подгорная.

Сюрреализма ситуации добавляет тот факт, что украинский КПП уже многие годы не оплачивает российской стороне жилищно-коммунальные услуги, то есть бесплатно пользуется электричеством, водой.

Улица Дружбы Народов

Самая известная в Чертково улица — Дружбы Народов, протяжённостью 1,5 километра.

С чётной стороны дороги находится Россия, с нечётной — Украина.

Местные жители обязательно расскажут вам о «знаменитом» жилом доме бывшего мясокомбината, где граница двух государств проходит по квартире.

Граница на улице Дружбы Народов разделена белой полосой — чётная сторона принадлежит российской стороне, нечётная — украинской. Фото: АиФ

Теперь местные россияне не рискуют проходить через границу, в отличие от украинцев в России (им проход разрешён по паспорту своей страны).

Если попадёшься с российским паспортом на украинской стороне, то обижаться не надо, говорят жители. По украинским законам, это означает депортация через международный пункт пропуска, куда тебя отправят за 150 километров.

Там суток трое подержат в КПЗ и только потом отправят в Россию, на родину. К тому же у украинских пограничников есть приказ стрелять на поражение. Кто захочет рисковать?

Дорога-призрак

Есть здесь и дорога-призрак, которая вроде как и российская, но в то же время уже не российская, а украинская.

Со времён распада СССР железнодорожная станция Чертково отошла к России, а вот следующий за ней железнодорожный участок Зориновка – Гартамашевка проходит по территории независимой Украины. Официально эти 26 км, по которым курсируют российские пассажирские поезда с юга на Москву и обратно, относятся к Юго-Восточной железной дороге (филиалу РЖД), но в то же время пролегают на украинской земле. Вот такая сложная логика. К 2018 году РЖД намерены устранить этот пробел, построить железнодорожный обход Журавка – Чертково, позволяющий российским поездам следовать, минуя территорию Украины.

Граница в Чертково может проходить через соседний двор. Фото: АиФ