Воля Верди. Жертвы пластического хирурга требуют справедливости

Алёна Верди в суде Краснодара. © / Кадр из youtube / Кадр из YouTube

В Краснодаре выпустили из СИЗО пластического хирурга Алёну Верди, прозванную «Доктор Франкенштейн» за проведение неудачных пластических операций. Её освобождение удивило потерпевших. Почти год назад Верди обвинили в том, что она изуродовала многих женщин и вообще работала без диплома. Часть операций проводились даже не в клинике, а на кухне или в подсобке. Теперь бывшие пациентки требуют ответить, почему после десяти месяцев следствия Верди вдруг оказалась на свободе. Потерпевшие считают, что виновница их бед может избежать наказания. После их выступлений в СМИ председатель СК России Александр Бастрыкин поручил взять это дело под особый контроль.

   
   

«Как кипятком ошпарили»

Об освобождении Алёны Верди, настоящее имя которой Антонина Горбунова, СМИ сообщили 1 февраля. В этих новостях не было никаких ссылок на официальные данные от правоохранительных органов. О случившемся журналистам рассказали бывшие пациентки Верди, признанные потерпевшими по возбуждённому против неё уголовному делу. Всего их восемь человек. Они не ожидали такого поворота событий и случайно узнали обо всём от следователя. Ему позвонили, просто чтобы уточнить информацию об очередном заседании суда по вопросу продления ареста Верди.

«Нам говорили, что заседание состоится, когда будут готовы экспертизы, — рассказывает потерпевшая Анастасия Исмаилова. — Одна из нас несколько раз звонила следователю по этому поводу. Ещё в пятницу, 31 января, он отвечал, что Верди в СИЗО и пока ничего не готово. Но уже в понедельник он сказал: «А мы Верди отпустили в пятницу». Он не смог конкретно объяснить, что произошло. Для нас всех это стало шоком, как будто кипятком ошпарили. Мы даже не могли подумать, что такое возможно. Если бы мы сами не звонили, то ничего бы и не узнали. Вначале следствие велось нормально, но в последние месяцы что-то пошло не так».

Такие же эмоции испытала другая потерпевшая по делу, Елена Сергеева (имя и фамилия изменены). У неё, как и у Анастасии Исмаиловой, начались большие проблемы со здоровьем после операций Алёны Верди.

«На прошлой неделе должно было состояться очередное заседание суда, и нас должны были оповестить, — говорит Елена Сергеева. — Но нас не оповестили, и якобы заседание состоялось без нас. Верди просто отпустили. Это незаконно! Естественно, я возмущена. Маньяка просто отпустили на свободу».

Первым, кто смог квалифицированно прокомментировать случившееся журналистам, стал адвокат Алёны Верди Давид Иадзе. Он подтвердил освобождение своей подзащитной из СИЗО, но ограничился минимумом информации по уголовному делу.

   
   

«Моего доверителя обвиняли в причинении тяжкого вреда здоровью пациенток, — объясняет Давид Иадзе. — Но экспертиза не подтвердила эту версию, поэтому статью переквалифицировали по части 1 статьи 238 УК РФ. Пока моя подзащитная остаётся в статусе обвиняемой, но мы будем стараться убедить следствие прекратить уголовное дело».

Статья уголовного дела не изменилась — это «оказание медицинской услуги, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителю». Но если по её 2 части Верди грозило до шести лет лишения свободы, то теперь — максимум два года. Даже при вынесении обвинительного приговора она может вернуться за решётку совсем ненадолго с учётом уже проведённого в СИЗО срока. Увеличить наказание могло бы подтверждение версии об использовании «липового» диплома, на чём настаивают потерпевшие. Но, по словам Давида Иадзе, официальных обвинений в этом Верди не предъявляли и никаких фальсификаций не выявили.

 «Не знаем, что в экспертизе»

У потерпевших есть масса вопросов по поводу медицинской экспертизы, которая устанавливала тяжесть причинённого им вреда. Больше всего их у Анастасии Исмаиловой. Пациентка уверена, что одних только её проблем с лихвой хватит для максимального наказания. Её привела к страданиям подтяжка живота, которую в 2017 году сделала Верди.

«После этой операции я просто не могла нормально жить, — вспоминает  Анастасия. — Было невозможно ни ходить, ни стоять, ни дышать. Это повлияло и на органы, у меня рубцы приросли к стенкам мочевого пузыря. Верди срезала мне слишком много кожи и перетянула живот. При таких повреждениях я бы никогда не смогла выносить ребёнка. Меня оставили без функции деторождения, разве это не тяжкий вред здоровью? Но на это, по-моему, никто не обратил внимания. Хотя мы даже точно не знаем, что написано в экспертизе. Нас никто не ознакомил с её результатами, хотя мы об этом просили».

Это подтверждает и Елена Сергеева. Она направляла следователю ходатайство об ознакомлении с результатами экспертизы, которая была готова в конце декабря. Но, как рассказывает женщина, после Нового года ей пришло письмо с отказом.

Потерпевшие хотят вернуть Алёну Верди за решётку. Кадр из youtube

«Следователь даже не передал на экспертизу все мои медицинские материалы, — продолжает Анастасия Исмаилова. — Он просто отнёс туда мою медицинскую карточку из поликлиники, где по факту ничего не было. Мне пришлось всё передавать самой. Кроме того, за 10 месяцев следователь ни разу не позвал меня ни на одно заседание суда. Другим девочкам приходили СМС, а мне — никогда. В ноябре я спросила: "Андрей Игоревич, почему вы меня не зовёте на заседания?" И тогда он просто добавил меня в чёрный список своего телефона. После этого я не могла с ним связываться».

Также потерпевшим непонятно отсутствие претензий у следствия к диплому Верди, который якобы выдал Киевский государственный медицинский университет имени А. А. Богомольца. На основании своих данных они считают, что женщина работала по «липовому» документу.

«Мы сами отсылали фотографию её диплома в Росздравнадзор, — говорит Елена Сергеева. — И нам ответили, что она не имела права работать с ним в России. А теперь об этом вообще нет речи. На все наши вопросы о дипломе следователь отвечал, что это тайна следствия и он не имеет права с нами это обсуждать».

Примечательно, что вскоре после задержания Верди прошлой весной позиция Следственного комитета по диплому была явно не в её пользу.

«Обвиняемая не смогла предоставить документы, подтверждающие наличие у нее медицинского образования, — сказано в пресс-релизе на кубанском сайте СК России от 17 мая 2019 года. — В ходе расследования из трёх высших учебных заведений были получены данные о том, что женщина медицинское образование в области хирургии, нейрохирургии и пластической хирургии не получала».

Кадры задержания Алёны Верди, распространённые Следственным комитетом РФ.

«Хочу справедливости»

Анастасии Исмаиловой никто ничего не возместил, и она устраняла последствия ошибок Верди на свои средства. В прошлом августе ей сделали сложнейшую 12-часовую операцию. Это обошлось более чем в двести тысяч рублей, хотя по факту стоило намного дороже. Просто врач из Москвы решила ей помочь и не взяла денег за работу. Теперь живот Анастасия выглядит нормально, но все проблемы не ушли. Её мучают спазмы мышц, и она продолжает ходить по врачам. Похожая ситуация и у Елены Сергеевой, которой переделка операций Верди обошлась в полтора миллиона рублей. Что-то ей исправили, но вернуть всё как было, после таких проблем уже невозможно. У неё необратимо повреждена слизистая носа, и её постоянно мучает атрофический ринит. Нескольким женщинам помогли врачи, которых нашла жена футболиста Павла Мамаева Алана.

Извинений потерпевшие не дождались. 

«Верди ни перед кем не извинялась и передо мной тоже, — говорит Анастасия Исмаилова. — Она мне только как-то сказала: "Извини за то, что я взяла тебя на операцию". На каждом заседании суда Верди вела себя и играла по-разному. На одном заседании она вела со мной диалог, на другом смеялась надо мной. На каком-то заседании она теряла сознание, умирала, отказывалась от приема пищи.       

Возмущения потерпевших в СМИ не остались без внимания. Через несколько дней после освобождения Алёны Верди председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил центральному аппарату ведомства поставить расследование этого уголовного дела на контроль. А днём позже Анастасия Исмаилова поделилась с АиФ.ru другой новостью. В краевом управлении СК РФ ей и другим потерпевшим пообещали, что дело передадут другому следователю и заново проведут экспертизы. Но получить официальные комментарии от Следственного комитета об этом на момент выхода публикации не удалось. АиФ.ru продолжит следить за развитием ситуации.