«Дин-дон, ведьма умерла!» Почему англичане не любят Маргарет Тэтчер?

Маргарет Тэтчер. Фото: www.globallookpress.com

Мэр Лондона Борис Джонсон выступил с инициативой об увековечении памяти почившего экс-премьер-министра Маргрет Тэтчер. По мнению градоначальника, баронесса Тэтчер своей деятельностью заслужила установления памятника в британской столице.

Скорее всего, он может быть размещен на знаменитой Трафальгарской площади, рядом с монументами королю Георгу IV и двум великим военачальникам - генералу Чарльзу Напьеру и Генри Хейвлоку.    
   

В первую очередь, идею памятника поддерживают ветераны Фолклендской войны 1982 года, в ходе которой Великобритания под управлением Маргарет Тэтчер в борьбе с Аргентиной отстояла свой суверенитет над маленьким клочком земли в Атлантике.

Недобрая память

Однако уже сейчас можно предположить, что появление такого памятника добавит властям Лондона головной боли, ибо отношение к персоне премьер-министра в Великобритании, мягко говоря, неоднозначное.

Сразу после новости о кончине Тэтчер на улицы городов страны стали выходить сотни людей, не скрывавших своего ликования и распивавших шампанское в честь знаменательного события.

Дошло до того, что произошли открытые столкновения с силами полиции, пытавшимися прекратить эту «пляску на костях». В лондонском районе Брикстон протестующие поднялись на крышу кинотеатра Ritzy и сложили из букв в афише надпись «Маргарет Тэтчер мертва — ЛОЛ».

Фото globallookpress.com

Болельщики английского «Ливерпуля» в честь смерти «железной леди» исполнили популярную в народе и написанную довольно давно песню «Когда Тэтчер умрет, мы устроим вечеринку».

Даже член британского парламента от Брэдфорда Джордж Гэллоуэй в своем микроблоге разместил следующий пост: «Тэтчер называла Нельсона Манделу террористом. Я сам это видел. Пусть она сгорит в аду!»

   
   

Все обстоит настолько серьезно, что даже тело «железной леди» после кончины перевезли в охраняемое, строго секретное место, опасаясь возможных эксцессов.

Отчего же столь непопулярна в народе политик, про которого в последние два десятилетия в России не пишут иначе, как в хвалебном тоне?

«Похитительница молока»

Когда в выпусках новостей тележурналисты показывали квартиру, в которой Маргарет Тэтчер прожила много лет, помимо букетов цветов от скорбящих поклонников, там обнаружилась и бутылка молока.

Фото globallookpress.com

Это молоко отсылает нас к временам, когда будущая «железная леди» в начале 1970-х годов была министром науки и просвещения в консервативном кабинете премьера Эдварда Хита. На своем посту Тэтчер отметилась курсом на сокращение расходов на государственные школы и, в частности, отменой бесплатной выдачи молока школьникам в возрасте от семи до одиннадцати лет. Британцы этот «благородный» шаг запомнили надолго – даже после новости о кончине экс-премьера ее противники принесли к ее дому молоко вместо цветов. Кто-то из репортеров попытался увидеть в этом молоке «символ примирения», хотя противники явно вложили в него другой смысл. Примерно такой же, какой вкладывали борцы с нечистью, вбивая осиновый кол в могилу вурдалака.

Именно после той истории Тэтчер получила свое первое прозвище – «похитительница молока». В своей автобиографии этот эпизод карьеры она опишет так: «Я получила ценный урок. Навлекла на себя максимум политической ненависти за минимум политической выгоды».

Сеять ненависть вокруг себя Маргрет Тэтчер будет на протяжении всей своей политической карьеры.

Разгром «мастерской мира»

В своей экономической политике «железная леди» отталкивалась от идей монетаризма, всячески уповая на пресловутую «невидимую руку рынка, которая все сама отрегулирует». Политика, впоследствии получившая название «тэтчеризм», исходила из следующей логики: «Бедным нельзя давать деньги, они все их промотают. Нужно давать деньги богатым, которые будут их инвестировать, после чего средства «просочатся» и до бедных».

Фетишем Тэтчер стала борьба с дефицитом бюджета, ради которой в жертву приносилось все: дотации государственным предприятиям, расходы на здравоохранение, образование, ЖКХ, помощь депрессивным регионам.

Все так называемые «непопулярные меры» приводили к обнищанию рабочих и служащих, зато выводили из-под удара самых обеспеченных.

Маргарет Тэтчер. Фото globallookpress.com

Ярая антикоммунистка, премьер-министр Маргрет Тэтчер за время свое правления сделала все для понижения социального статуса квалифицированных английских рабочих, которых она считала помехой на пути к успеху своих реформ.

Задолго до появления российских реформаторов «железная леди» провернула в Великобритании излюбленный прием либеральных экономистов – в борьбе за радующие глаз цифры реальная экономика была подменена экономикой биржевых спекуляций.

Благодаря последовательному курсу Тэтчер на приватизацию государственных предприятий, как дотационных, так и вполне успешных, Великобритания, еще с начала XIX века имевшая статус «мастерской мира», пережила небывалое падение промышленного производства. Бизнесмены, не желавшие платить высококвалифицированным рабочим в Британии, выводили производство в третьи страны, обрекая рабочий класс страны на нищету и безработицу.

За этими сухими словами стоят судьбы сотен тысяч, миллионов простых британцев, в 1980-е годы угодивших в жернова «тэтчеризма» точно так же, как сами россияне угодят в жернова «шоковой терапии» в начале 1990-х.

Социальная война

В стране вспыхнула самая настоящая социальная война, пиком которой стала годичная забастовка английских шахтеров против закрытия шахт и увольнения более 20 тысяч человек. На пикеты и стачки Маргрет Тэтчер отвечала все новыми и новыми ограничениями прав профсоюзов, заявляя: «Нам пришлось бороться с врагом за пределами страны, на Фолклендских островах. Мы всегда должны знать о враге внутри страны, с которым труднее бороться и который представляет большую опасность для свободы».

«Железную леди» мало интересовал трудовой люд, который обрекался ей на нищету. Чтобы справиться с забастовками, она стала поощрять приезд в страну «гастарбайтеров», готовых трудиться за гроши. Борьба с безработицей вылилась в сокращение пособий, снятие государственного регулирования цен на наемное жилье и прочие меры, которые зачастую превращали вчерашних успешных рабочих в «бомжей».

Фото globallookpress.com

В итоге правление Тэтчер превратило «мастерскую мира» в оазис финансовых спекулянтов, делающих деньги из денег.

Именно «железная леди» создала ту Великобританию, которая стала землей обетованной для олигархов всего мира.

О том, что помимо «Британии бриллиантов, роскошных яхт и королевских приемов» есть еще другая Британия, которую ныне покойная премьер считала «внутренним врагом», за рубежом Соединенного Королевства писать не очень принято. Это ведь не так мило, как размеры новой яхты Абрамовича или беременность молодой супруги наследника престола.

Но британцы, на своей шкуре познавшие все прелести «тэтчеризма», не готовы разделять мировую скорбь о «железной леди».

В 1990 году в СССР вовсю бушевали собственные реформаторы, потому бунт британцев против Тэтчер в нашей стране остался практически незамеченным. Премьер-министр, продолжая гнуть свою линию, ввела в стране так называемый «подушный налог». Вместо налога, пропорционального стоимости жилья, англичане должны были платить в местный бюджет налог, из расчета того, сколько совершеннолетних проживает в квартире.

10 фактов о Маргарет Тэтчер>>

То есть одинокий миллиардер, живущий в роскошной 15-комнатной квартире, платил меньше, чем ютящаяся в «однушке» многодетная семья.

В этом была вся Маргарет Тэтчер, справедливо обожаемая высшим светом, но также справедливо ненавидимая простым народом.

«Подушный налог» привел к тому, что 31 июля 1990 года в Лондоне прошла массовая манифестация, вылившаяся в открытые столкновения с полицией на Трафальгарской площади, где сейчас планируется памятник Тэтчер.

Именно после этого соратники Тэтчер по партии разумно решили, что лучше сбросить с корабля истории «железную леди», пока разъяренные британцы не сбросили за борт всех консерваторов скопом.

«Мы станцуем на вашей могиле, миссис Тэтчер»

Так называлась одна из популярных среди протестующих песен времен правления Маргарет Тэтчер.

С той поры прошло больше двух десятков лет, но британцы постоянно доказывали, что они не злопамятные, а просто злые и память у них хорошая.

То, что мы в России читаем как «железная леди», простые англичане расшифровывают как «холодная стерва». Причем «стерва» - это один из самых мягких эпитетов, который преследовал Маргарет Тэтчер до самых последних дней.

В 2008 году лондонский театр выпустил постановку под названием «Смерть Маргарет Тэтчер», герои которой выражали своими эмоции относительно тогда еще «сценической» смерти «железной леди». Одним из персонажей был бывший шахтер, с группой товарищей идущий из Шеффилда в Лондон пешком с одной целью – плюнуть на могилу премьер-министра. Фильм «Железная леди» с Мэрил Стрип в роли Тэтчер, снятый в Голливуде, был разнесен британской критикой, оскорбленной тем, что «монстра попытались очеловечить».

Осенью 2012 года на конгрессе английских профсоюзов в Брайтоне его участникам всего за 10 фунтов предлагались майки с надписью «Hey ho the witch is dead» (Хей-хо, ведьма мертва) и указанием на упаковке: «В случае смерти Тэтчер открыть упаковку и надеть футболку немедленно».

Фото globallookpress.com

В более развернутом варианте набор содержал бутылку виски, которую полагалось выпить по «знаменательному случаю».

Когда же смерть состоялась, накал страстей и вовсе зашкалил. Песня Ding-Dong! The Witch Is Dead («Дин-Дон! Ведьма мертва») из фильма 1940-х годов «Волшебник страны Оз» стремительно взлетела в английских чартах и стала настоящим хитом Интернета.

А британская газета The Daily Telegraph закрыла комментарии на своем сайте ко всем материалам, посвященным смерти Маргарет Тэтчер, из-за обилия оскорбительных комментариев в адрес покойной. Мало того, читатели подобными письмами завалили корпоративную почту издания, а затем, когда редакция приостановила ее работу, перешли на аккаунты в социальных сетях.

По сообщению радиостанции Би-би-си, Футбольная ассоциация Англии приняла решение не устраивать в ближайшие выходные во время матчей чемпионата страны минуту молчания в память скончавшейся в минувший понедельник бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер. «Хотя абсолютное большинство членов высшего руководства ассоциации являются поклонниками Тэтчер, однако они не рискнули ввести минуту молчания на стадионах, так как не уверены в реакции зрителей», - подчеркнула радиостанция.

Все это говорит только об одном – Маргарет Тэтчер на Туманном Альбионе не забудут. А могилу ее придется держать под надежной охраной: уж слишком много благодарных сограждан хотят на ней станцевать.