Детки в клетке. Как сложилась жизнь известных российских вундеркиндов

16-летняя поэтесса из Ялты Ника Турбина и председатель Советского детского фонда имени Ленина, писатель Альберт Лиханов. 1989 г. © / РИА Новости

Какой родитель не мечтает о ребенке-вундеркинде? Но пока для одних это всего лишь фантазии, другие делают все возможное, чтобы их чадо как можно раньше заговорило на нескольких языках, прочитало всю домашнюю библиотеку и освоило школьную программу за рекордно короткий срок. Обычно таких мам и пап совсем не смущает печальная судьба многих известных одаренных детей, для них важно вырастить сверхчеловека на радость себе и окружающим. Чем оборачивался подобный фанатичный подход к раннему развитию, АиФ.ru рассказывает на примере известных вундеркиндов, чьи имена когда-то знала вся страна.

   
   

Полина Осетинская

В середине 80-х имя Полины Осетинской было связанно не только с ее феноменальными музыкальными способностями, но и громким скандалом вокруг отца девочки. Разведясь с женой, киносценарист Олег Осетинский лично занимался развитием ребенка, став для Полины продюсером и педагогом. Под его началом в 6 лет юная пианистка выступила с концертом в Большом зале консерватории Вильнюса, в 9 исполнила «Пятый концерт» Бетховена и «Фортепианный концерт» Шумана для одесской публики, в 11 дебютировала в Большом зале Московской консерватории. О новом даровании говорили не только в СССР, но и за границей, снимали восторженные фильмы и писали лестные статьи. Многие девочки во всем мире хотели стать второй Полиной, а сама она несколько лет мечтала освободиться от домашнего насилия отца-тирана, о котором никто и не догадывался. В 13 пианистка не выдержала и сбежала от Олега Осетинского в Петербург. Официально — к маме, на самом деле — к своим друзьям. Сначала подростка приютила Кира Мержевская, потом педагог Марина Вениаминовна Вольф, которая, по сути, заменила ей родных. Когда ситуация с бегством стала достоянием общественности, наружу начали всплывать неприятные подробности жизни девочки с папой. Больше всего шума наделала автобиография Полины «Прощай грусть», которая увидела свет в 2007 году. На страницах издания уже взрослая пианистка честно рассказала об издевательствах отца и том, как мужчина при ней насиловал своих несовершеннолетних учениц. Подобные откровения закончились для Осетинской судебным иском возмущенного родителя. Мужчина утверждал, что собственная дочь нагло его оболгала. Полина предпочитала не вступать в бесполезные выяснения отношений, тем более что к тому моменту не общалась с Олегом Осетинским почти двадцать лет. Наладить контакт с родным человеком у нее так и не получилось. Сегодня пианистка активно гастролирует, занимается благотворительностью, воспитывает двоих детей и старается не вспоминать о прошлом.

Сергей Резниченко

Вундеркинд Сергей Резниченко никогда не был первоклассником, благодаря хорошей дошкольной подготовке его сразу зачислили во второй класс. Третий класс он тоже «перепрыгнул», а в 15 лет уже учился в университете. Из-за внушительной разницы в возрасте отношения Сережи с одноклассниками складывались плохо, а на общение со сверстниками у мальчика просто не хватало времени, ведь он с утра до ночи сидел за учебниками под жестким контролем матери, которая, по слухам, состояла в секте. Говорят, что в воспитании ребенка женщина использовала метод «кнута и пряника», но в реальности наказывали Резниченко гораздо чаще, чем хвалили за успехи. Соседи и учителя не раз замечали побои на теле ребенка. Даже внушительные достижения Сергея на школьных олимпиадах и в программе «Самый умный» не впечатляли его мать. На известное ток-шоу Тины Канделаки он всегда приезжал один, без какой-либо поддержки в лице родных.

Сергей Резниченко. Фото: Кадр youtube.com

Учеба в университете заставила молодого человека уехать из родного дома и поселится в общежитии. С одной стороны, ему нравилась свобода от родительского контроля, с другой — парню по-прежнему было сложно найти общий язык с одногруппниками. Самостоятельную жизнь омрачало еще одно обстоятельство — Сергею постоянно не хватало денег. Он хотел устроиться на работу, но ни одна серьезная фирма не готова была связываться с несовершеннолетним сотрудником. А подработка официантом или дворником казалась Резниченко унизительной. Студент попытался найти выход из положения с помощью виртуальной биржи, сначала у него действительно получилось немного заработать, однако после небольшой победы последовало поражение, потом еще одно и еще... в итоге парень погряз в долгах. Он полностью махнул на учебу рукой и оказался на грани отчисления из университета. Единственной отдушиной в сложившейся непростой ситуации для Сергея была его влюбленность в давнюю знакомую — петербурженку Наташу. С девушкой он познакомился на передаче «Самый умный» и несколько лет вынашивал идею поездки в северную столицу, чтобы снова с ней встретиться, копил деньги. Когда необходимая сумма наконец-то появилась и молодой человек сообщил о своем желании приехать, выяснилось, что Наталья выходит замуж за другого. Возможно, эта новость стала последней каплей. Хотя, конечно, сложно понять, что происходило в голове Резниченко — его немногочисленные знакомые говорили, что он был сектантом и увлекался учениями о реинкарнации души. 1-го февраля Сергей выпрыгнул из окна институтского общежития, написав в своей предсмертной записке «Я Бог».

Сестры Князевы

Сестры-погодки Анжела и Диана Князевы с самого детства опережали сверстников по уровню развития. Придя в первый класс, девочки отлично знали школьную программу на несколько лет вперед, поэтому уже через год, по решению директора, были зачислены в ряды пятиклассников. А в девять учились в 10-м классе рядом с шестнадцатилетними сверстниками!

Своими невероятными способностями сестры обязаны родителям. Юлия и Евгений Князевы придерживались принципа развивающего дискомфорта, считая, что ребенку должно быть в меру неудобно. Анжела и Диана преимущественно занимались по университетским учебникам, лишь иногда дополняя их книгами из школьной программы.

Свое первое высшее образование, экономическое, девочки получили в 14 и 13 лет, потратив на изучение программы три года вместо положенных пяти. Через каких-то двенадцать месяцев у Князевых кроме экономического диплома появился и юридический. Казалось бы, работодатели должны были мечтать о таких сотрудниках, но эффект был обратным. Какая компания наймет детей, пусть даже с двумя высшими образованиями?

   
   

Аналогичные проблемы вундеркинды испытывали и в общении: для сверстников они были слишком умными, для тех, кто постарше — «зубрилками» и «занудами». Кроме того, по словам очевидцев, Князевы сами не стремились с кем-либо дружить, им хватало общества друг друга и родителей, которые приводили Анжелу и Диану на занятия за ручку. Одни жалели сестер, считая, что у девочек просто забрали детство. Другие с большим скепсисом относились к их одаренности — якобы единственный навык, которым они реально владели, было запоминание большого объема информации, о какой-либо аналитике или собственном мнении в их случае говорить не приходилось.

Не добившись никакого признания на родине, Князевы с родителями уехали в Штаты, где получили третье по счету образование — на этот раз в Стэндфордском университете. Однако новый диплом кардинально ничего не изменил. К преподаванию их допустили только после получения докторской степени — какое-то время девушки читали лекции студентам. С 2014 года Князевы работают в Комиссии по ценным бумагам и биржам США на должности старших экономистов.

Ника Турбина

Ника Турбина. Фото: РИА Новости

Её стихами восхищался Евгений Евтушенко. Он же написал предисловие к дебютному сборнику тогда еще 9-летней девочки под названием «Черновик». Но стихи в жизни Турбиной появились значительно раньше. Уже в 4 года малышка диктовала свои первые произведения родным. Особенно верила в талант Ники бабушка. Однажды, встретив Юлиана Семенова, она познакомила его с творчеством внучки. Писателю понравилось то, что делала девочка, и он помог с публикацией в прессе. После этого слава о юной поэтессе разлетелась по Советскому Союзу. Евгений Евтушенко, взявший Нику под опеку, организовывал ей концерты по всей стране. Несмотря на железный занавес, Турбиной даже удалось побывать с гастролями за границей. Она вызывала неподдельный интерес у взрослых и встречалась с Иосифом Бродским. Однако чем старше Ника становилась, тем меньший ажиотаж вызывала ее персона. Масла в огонь добавило новое замужество матери, в котором женщина родила вторую дочь. На этом фоне и без того непростое психоэмоциональное состояние ребенка значительно ухудшилось.

В 16 лет подросток уехала в Швейцарию якобы на учебу, а на самом деле лечиться в психиатрической клинике. Там Турбина вступила в связь со своим психиатром, который был старше ее на 60 лет. Эти отношения длились недолго, и спустя год поэтесса вернулась в Россию в таком же разбитом состоянии, как и уезжала. Конечно, прессу мало интересовало ее творчество, куда более пристальное внимание приковывал к себе роман девушки с престарелым любовником и темные стороны ее личности — к тому времени Нику уличили в алкоголизме.

Турбина пыталась начать нормальную жизнь, она была принята в Московский институт культуры на курс Алёны Галич, с которой они очень сильно сдружились. Галич пыталась спасти свою ученицу от пьянства, но в конце первого года обучения та сорвалась и снова начала пить. Подобные срывы происходили в ее жизни с завидной регулярностью. Видимо, алкоголь стал главной причиной того, что в 1997 году Ника случайно выпала из окна 5-го этажа. По версии самой девушки она просто вытряхивала ковер и не удержалась. От смерти ее спасло дерево, за которое она зацепилась. Спустя каких-то 5 лет ситуация повторилась. 11 мая 2002 года девушка разбилась при невыясненных обстоятельствах, находясь в квартире своих друзей. Есть версия, что она просто потеряла координацию, когда сидела на подоконнике, свесив вниз ноги, — это была ее любимая поза. На похоронах когда-то всемирно известного вундеркинда присутствовали только два человека: ее сожитель и подруга Алена Галич.