Дело Техника. Снайпер из Москвы после боя с «Леопардами» стал пилотом БПЛА

Теперь Техник наблюдает врагов не в перекрестие прицела винтовки, а через онлайн‑камеры беспилотников. © / Личный архив

«Когда по тебе танк ВСУ от души лупит, конечно, мышление меняется сразу. Начинаешь внимательнее смотреть, быстрее анализировать», — вспоминает своё снайперское прошлое командир взвода БПЛА младший лейтенант Николай с позывным Техник.

   
   

Во вражеском тылу

Обычный рабочий день во взводе БПЛА: техники-сапёры собирают боеприпасы для сбросов, операторы отправляются «в поле» тестировать и настраивать новые беспилотники, которые недавно привезли с «большой земли». Само собой, некоторые бойцы на боевых задачах. Здесь, в запорожских степях, дроноводам работать легко, потому что много открытой местности и цели засекать получается быстрее. Однако у медали, как обычно, две стороны, ведь в степи очень быстро из охотника можно превратиться в добычу. Но наши дроноводы приноровились и к таким условиям. Николай с гордостью рассказывает об успехах своих ребят, а также их винтокрылых «питомцев».

Фото: Личный архив

«Хочу заметить, что в беспилотных войсках в принципе случайных людей не бывает, тут ты либо можешь работать, либо нет. А большинство парней в моём взводе становились профессионалами на моих глазах, выполняли задачи самой разной сложности, — говорит офицер. — Вот недавно мы пошли тестировать новое оборудование. Залетели достаточно далеко во вражеский тыл — больше 30 километров от линии фронта. Обнаружили вэсэушный пикап, получили команду на уничтожение. Вжарили по автомобилю как следует — осколочно-фугасным. Наверняка боевики, которые на нём ехали, даже испугаться не успели, им и в голову не могло прийти, что на таком удалении от „ленточки“ может что-то прилететь».

Кстати, как начинать в беспилотном деле практически с нуля, Техник знает не понаслышке. В дроноводы он пришёл из снайперов.

«Полк москвичей»

Николай родился в Москве в семье военного. Отец, офицер-пограничник, прошёл Афганистан, но про войну почти не рассказывал. А сам парень о военной карьере раньше и не думал. Хотя сразу после школы пошёл отдавать долг Родине.

«Служил в 810-й бригаде морской пехоты снайпером, потом на один год контракт заключил. После армии поступил в университет, но не доучился — надо было деньги зарабатывать, отчислился, начал работать автомехаником. Осенью 2022-го я был морально готов, что придёт повестка. Простился с родителями, со своей девушкой Юлей и уехал на сборный пункт.

Фото: Личный архив

Некоторое время нас готовили на полигоне, и этого вполне хватило, чтобы руки вспомнили, как обращаться с родной „снайперкой“. После чего наш совсем недавно сформированный 1429-й мотострелковый полк, он же „Полк москвичей“, как его тогда все между собой называли, отправили на передовую, на запорожское направление», — вспоминает Николай.

   
   

Техник начал работать в паре с опытным снайпером под позывным Макс. Этот простой донецкий парень стал в некотором смысле наставником для Николая.

«Объяснял разные хитрости: как позицию оборудовать, куда смотреть, на что внимание обращать. В январе 2023 года, когда шли бои в районе села Нестерянка под Ореховом, мы с Максом оборудовали свои лёжки в четырёхэтажке на последнем этаже. Сначала наблюдали, передавали данные о передвижениях ВСУ, а потом, когда штурмовики пошли в бой, то тут уже мы их непосредственно огнём поддержали. Работали по командирам, огневые точки подавляли, а потом нас всё-таки заметили. Когда по тебе танк ВСУ от души лупит, конечно, ощущение так себе, но мышление меняется сразу. Начинаешь внимательнее смотреть, быстрее анализировать. Нужно ведь не только выжить, но и выполнить задачу. Повезло, у нас с Максом это получилось... Хороший был снайпер, он погиб через некоторое время после этой вылазки. Боевикам за него мы сполна отомстили», — рассказывает младший лейтенант.

Фото: Личный архив

Охота на «Леопарды»

А потом были горячее лето 2023-го и бандеровское контрнаступление в Запорожье, которое провалилось во многом благодаря таким, как Николай, — вчерашним автомеханикам, строителям и компьютерщикам. Именно тогда, отражая накат за накатом под Работино, Техник начал осваивать беспилотники.

«Держали фронт, другого варианта не было, — вспоминает он. — Каждый примерно понимал, что если мы сейчас слабину дадим, то, возможно, история всей страны может пойти по другому пути. Было видно, что вэсэушников конкретно накачали оружием. Отлично помню, как на нас пошли первые немецкие танки „Леопард“ и сколько было радости, когда мы начали их сжигать. Но в то же время бросалось в глаза, насколько неподготовленными оказались сами украинцы. Они пытались нас просто в лоб атаковать, напролом шли по минам и, естественно, взрывались.

Помню, как взяли пленного, он вышел к нам весь израненный, ободранный. Ему в тылу, наверное, про лёгкую и неизбежную „перемогу“ рассказывали, только закончилось всё совсем по-другому. Примерно тогда же начали появляться первые „птички“. Однажды мне командир говорит: „Отложи винтовку, она пока не понадобится“. И в тот же день я запустил в небо свой первый дрон-разведчик. Постепенно начало получаться, вот с той поры и летаю».

Николай с женой Юлией. Фото: Личный архив

Теперь Техник наблюдает врагов не в перекрестие прицела винтовки, а через онлайн‑камеры беспилотников. В простых дроноводах долго не засиделся, возглавил взвод БПЛА. Собственно, и сегодня его «птички» наводят порядок на линии фронта и ужас на врага.

«Два с половиной года я уже летаю. Конечно, накоплен большущий опыт. Разные были периоды. А успеха мы добивались благодаря двум вещам — энтузиазму и нестандартному мышлению», — убеждён Николай.

Двойной праздник

За эти три года в жизни у Техника был не только фронт. В первом же отпуске они с Юлей сыграли свадьбу, а 9 мая 2024 года у них родился сын Добрыня.

«У меня и мама, и папа — военные, они всё понимали с первых дней. Юля моя — просто герой, наверняка больше моего волновалась и переживала. Но это не помешало ей родить настоящего богатыря в День Победы, думаю, это очень символично. Я совсем недавно был в отпуске, сын растёт очень быстро. Да, сейчас пока на передовой, редко со всеми вижусь, но ничего. Вот Добрыня подрастёт ещё чуть-чуть — и обязательно всей семьёй сходим на парад на Красной площади, и медаль „За отвагу“ я ему свою покажу», — говорит Николай.