Дар Христу. Выставка работ альтернативных художников открылась в Москве

Екатерина Изместьева / АиФ

Покров Богородицы из строительной материи и скотча, икона в трёхмерном изображении, инсталляция овцеволка, стоящего перед выбором, какую шкуру ему надеть. Рядом — иконы и мозаика, написанные по церковным канонам. Всё это — экспонаты работающей в музее архитектуры имени Щусева выставки «Дары. К Рождеству».

   
   

– Вот проект «Покров». Он посвящён чуду, случившемуся в Константинополе в ХII веке, когда молящийся святой юродивый Андрей увидел Пресвятую Деву, окружённую множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. Вот такой омофор, или платок, Богородицы материализовал художник Александр Константинов. Сделан он из строительной материи и скотча. Художник проводил акции, покрывая им близлежащие деревенские улочки, размещая на улицах мегаполисов, — показывает мне на большие полотнища, свисающие над головой, организатор выставки искусствовед Ирина Языкова.

Выставка вызвала интерес у публики самого разного возраста и отношения к религии. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

– А почему узор такой странный? — спрашиваю я, пытаясь разглядеть кусочки синего скотча, приклеенные к полотнищу. Так и хочется их потрогать.

– Руками лучше не трогать, — наверное, предугадав мои намерения, говорит Ирина Языкова. — Примерно такие узоры и были на том нематериальном омофоре Святой Девы.

На стене висят картины с изображением четырёх евангелистов. На них лишь кисти рук, держащие перо, и небольшие листы белой бумаги. Кажется, ещё мгновение, и на этих листах проступят строки.

Иконы, классические церковные и авторские, инсталляции и видеоарт, картины, на которых красивым каллиграфическим почерком написаны строки Священного Писания, мозаики из камня и необычные макеты храмов будущего — всё это, на первый взгляд, непонятный микс произведений искусства, освящающих религиозную тему. «В экспозиции несколько пластов. И мы надеемся, что эта выставка поможет увидеть в полноте религиозную тему в современном русском искусстве. Нам важно показать контекст. Это значит, что церковные произведения, созданные по канонам: резьба по камню, иконы, вышивка, архитектура — могут сосуществовать в выставочном пространстве рядом с произведениями светскими: инсталляциями, картинами. И этот общий контекст находящихся рядом работ даёт возможность увидеть, кто из художников находится в глубоком религиозном поиске, а кто эксплуатирует отдельные формы. Такое соположение работ даёт определённый смысл», — поясняет смешение работ один из организаторов выставки, её куратор, журналист Сергей Чапнин.

   
   
Современная мозаика из камня украсит фасад православного храма. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Задуматься о вечном

Идея создать выставку «Дары» родилась у содружества христианских художников в августе прошлого года. Для такой большой экспозиции, занимающей пять музейных залов, срок очень короткий. «Выставка продолжает традиции 80-х годов прошлого века, когда церковный андеграунд стал выходить из подполья и представлять работы религиозного творчества», — продолжает Сергей Чапнин. Кстати, название экспозиции «Дары» возникло тоже в августе. «Все работы художников — это наш дар Христу», — поясняет Сергей Чапнин. По его словам, когда организаторы в середине декабря узнали, что великую священную реликвию «Дары волхвов» привезут в Москву с Афона, обрадовались этому знаковому совпадению.

Каждая из работ, представленных на выставке, — это раздумья художников над вечными вопросами: кто мы в этом мире? Что такое добро и зло? Какой путь выбрать? Поневоле задумываешься над ними, когда смотришь инсталляцию Гора Чахала «Проблема этико-эстетического детерминизма», где на ковре из соломы стоит существо, одновременно похожее на овцу и волка, и смотрит на две шкуры овечью и волчью, как бы выбирая, в какую ему облачится? «Это очень символично. Каждый смотрящий на это животное и отражающийся в его поверхности как бы тоже делает выбор вместе в животным: выбирает путь жертвы — смиренный и покорный воле божьей, или хищника — тех, кто идёт и свою волю исполняет. Это пространство выбора. Художник даёт нам тоже сделать этот выбор», — рассказывает Ирина Языкова.

Инсталляция ««Проблема этико-эстетического детерминизма» заставляет задуматься о правильном выборе. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

Иконы современности

Центральная работа выставки — икона питерского художника Филиппа Давыдова «Волхвы», написанная специально для экспозиции. На тёмно-синем фоне, обозначающем цвет ночного неба, изображены трое волхвов с дарами младенцу Иисусу.

Икона Филиппа Давыдова «Волхвы» написана специально для выставки. Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

– Какая красивая. Необычная. Я такие яркие в храме не видела. А такая икона вообще в храме может появиться? — спрашиваю Сергея Чапнина.

– Это авторская икона. Она написана по всем церковным канонам. Так что, думаю, в храме она найдёт достойное место, — отвечает Сергей Чапнин.

Вообще, на выставке очень много икон, неожиданных для восприятия.

«У этих икон есть своя миссия, они заставляют думать», — говорит Ирина Языкова и показывает икону сербского художника Тодора Митровича, посвящённую переходу людей через Чермное море.

Икона написана в ярко-красных тонах. Она разделена на две части: в одной — Моисей, ведущий по гласу Бога людей по дну расступившегося моря. В другой — волны, в которых тонут воины фараона. «Как раз это разделение пространства иконы на две части заставляет нас увидеть два пути: путь спасения и гибели», — продолжает Ирина Языкова.

Несмотря на религиозную тематику выставки, экспозиция вызывает интерес у москвичей и гостей столицы: «Мы люди крещёные, верующие, а вот друзья нет. Если честно, немного боялись идти сюда. Боялись какой-то открытой пропаганды и навязчивости. Думали, друзья не поймут. А тут так здорово! Так глубоко, но совсем не навязчиво», — делятся впечатлениями посетители Марина и Андрей.

– А можно я сфотографирую тут всё? — спрашивает подросток лет 10.

– Что нравится фотографировать, — смеясь, отвечает ему Сергей Чапнин.

Последовав примеру подростка, взрослые достают свои мобильники, фотокамеры и планшеты. И начинают фотографировать. Сделав снимок, внимательно рассматривают каждую фотографию.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

«Люди приходят на такую выставку, чтобы совершить какую-то внутреннюю духовную работу. И волей-неволей такая работа происходит. Человек включается. Начинает задумываться. Вот это наша главная задача, чтобы искусство помогло задуматься о духовной жизни», — говорит Сергей Чапнин.

Смотрите также: