Что выросло, то выросло. Почему Даня Милохин стал героем нашего времени?

Даня Милохин. © / Кирилл Каллиников / РИА Новости

Новость о том, что Даня Милохин объявил о причине, заставившей его покинуть телепроект «Ледниковый период», заставила вспомнить одну из многочисленных историй о Ходже Насреддине.

   
   

«Прославился тем, что громче других пускает ветры»

Как-то в Бухаре Ходжа заметил человека в богатом халате, окруженного толпой, которая его приветствовала.

— Кто это? — спросил Ходжа у прохожего.

— Этот человек прославился тем, что громче других пускает ветры и забавляет этим всех желающих, — пояснил бухарец.

Ходжа Насреддин изрек:

— Богатства и почести этого мира стоят ровно столько же, сколько способ, которым этот человек их приобрел!

«Я свалил»

Даня Милохин свой уход с шоу объяснил так: «Ребята, я не могу делать то, что не хочу делать. В том году занимался этим с удовольствием, потому что для меня это было что-то новое. Было круто, интересно. В этом году я соглашался с трудом, сказав им о том, чтобы были готовы к тому, что я свалю. Они сказали: “Мы готовы”. Я свалил. Еще все мои ребята сейчас где-то в других странах, а я сижу и делаю то, что я не хочу делать. Вот и захотелось уехать. Прошу прощения».

   
   

Если кто-то не в курсе, то шоу подобного уровня — это сложный и затратный проект, в обеспечении которого задействовано огромное количество людей, работающих в ненормированном графике. И тот, кто выходит на лед, стоит на вершине сложного процесса, который, естественно, нарушается, если кто-то вдруг берет и выбывает.

Профессиональные спортсмены, участвующие в «Ледниковом периоде», годами пашущие от рассвета до заката, мотивацию Милохина вряд ли поймут. Да и вообще, любой человек, который, говоря по-библейски, в поте лица добывает хлеб свой насущный, не в состоянии осознать, как можно так поступать. Инфантилизм и безответственность в максимально концентрированном варианте.

Щедрая рука «Эльфа-торговца»

Но тут важно понимать, кто такой Даня Милохин. Мальчик из Оренбурга, брошенный родителями, затем попавший в приемную семью, отказавшийся получать образование (ибо скучно), рано попробовавший наркотики (утверждает, что соскочил).

Однажды, работая официантом в Анапе, Даня завел видеблог, куда выкладывал короткие ролики с собственными кривляниями — как делают, наверное, сотни тысяч его сверстников.

Но Даня, кривлявшийся особенно ярко, однажды встретил своего «Карабаса-барабаса» — предпринимателя Ярослава Андреева по прозвищу «Эльф-торговец». Андреев, ухвативший новые западные тенденции, собрал самых способных кривляк в Dream Team House. Для людей непосвященных — это нечто вроде «Дома-2» для нового поколения, жители которого создают контент для соцсетей в промышленных объемах.

«Эльф-торговец», что называется, поймал волну — его «кукольный театр» стал генерировать бешеную прибыль, которую, в отличие от героя Алексея Толстого, прятал не только в свои широкие карманы. Поэтому Даня Милохин в мгновение ока превратился в миллионера, к которому проявляют интерес не только сверстники.

«Коллаборации» с Даней

Один ну очень известный российский банк решил сделать Милохина лицом для молодого поколения и зашел настолько далеко, что привез Даню на Петербургский экономический форум — естественно, немедленно превратив все мероприятие в балаган. Ну, в самом деле, что такого Милохин мог сообщить об экономике?

В Дане увидели тот самый «золотой ключик», с помощью которого солидные дяди и тети намеревались пробиться к аудитории, рожденной после 2000 года.

И когда Николай Басков, человек с высшим музыкальным образованием, певший на сцене Большого театра, делает дуэт с Милохиным, он не выжил из ума — артист, как и сказано в композиции, хочет «взять ТикТок». Пусть и в роли «прикольного мужика, который поет с Даней».

Появление Милохина в «Ледниковом периоде» происходит от того же желания привлечь молодежную аудиторию.

Оглядываясь на биографию Дани, понимаешь, что ничего другого выйти и не могло. Это Ломоносов так страстно желал знаний, что пустился в Москву с рыбным обозом. Но кто знает, как оно обернулось бы, существуй ТикТок в XVIII веке.

Герои минувших дней

Если серьезно, то проблема не в Дане Милохине, а в отсутствии у молодежи других героев, которые могли бы двигать их к разумному, доброму, вечному.

Герои не возникают по заказу, но в любое время есть люди, совершающие что-то по-настоящему достойное. Но человек тогда превращается в пример и символ, когда государство грамотно представляет его как правильную модель для подражания.

Чкалов, Стаханов, Маресьев, Гагарин — в советской системе конвейер продвижения героев работал безотказно, ибо это и есть часть грамотной государственной пропаганды. Именно поэтому в период сноса СССР главной задачей участников процесса было шельмование героев.

Вот с воспроизведением новых в постсоветский период как-то вообще не задалось. И главная причина заключалась в декларированном отсутствии идеологии.

Если не существует системы координат, то как государство объяснит юному гражданину, что такое хорошо и что такое плохо?

«Ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца»

Помните такую фразу: «Главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя»?

Сейчас ее автор усиленно доказывает, что его не так интерпретировали. Но дело же не в интерпретации, а в том, что российская система образования именно потребителей и воспитывала.

Вот вам ряд успешных моделей, добившихся славы и денег, для последних поколений: Ксения Собчак, Ольга Бузова, Даня Милохин. И сколько вы ни шумите, эти персонажи демонстрируют максимальную непотопляемость.

А теперь несколько вопросов — кого из современных российских космонавтов вы можете назвать? Кого знаете из современных российских авиаконструкторов? Может, что-то слышали о нынешнем поколении российских оружейников?

«Работайте, братья», — фраза убитого террористами дагестанского полицейского Магомеда Нурбагандова стала символом мужества. Но проблема в том, что государство в пропаганду людей, жертвующих собой во имя Родины, практически не вкладывается. Наверное, уполномоченные люди могут представить кучу отчетов, говорящих об обратном, но мы-то с вами говорим о реальном положении дел. Ни один герой специальной военной операции тягаться в известности с Бузовой и Милохиным не может.

И это вопрос не к ним, а к государству.

Смузи на Марс не летает

Обратите внимание на фразу Дани: «Все мои ребята сейчас где-то в других странах». Мы вырастили поколение, а вернее, поколения, в которых нет понятий о чести, долге, Родине. И когда что-то нарушает их комфорт, они тут же удаляются в «теплые края», кто на авиалайнере, а кто через КПП «Верхний Ларс».

Разумеется, не все среди молодежи такие. Но богатые, успешные и популярные, подобно Дане Милохину — именно такие. Идеальные квалифицированные потребители.

Квалифицированный потребитель не построит корабль для полета на Марс, не возведет новые города, не победит нацизм. В «материнской плате» потребителя нет таких посылов, как и желания что-либо делать не для себя и через не могу.

Осознание проблемы — первый шаг к выздоровлению. А пока это не произойдет, конвейер «милохиных» будет работать без остановки.