Для души и вечности. Карлом Фаберже руководили азарт и чувство прекрасного

Карл Фаберже. Мемориальная доска в Киеве. Магазин-мастерская находилась на улице Крещатик дом 15 (25). © / Commons.wikimedia.org

Откуда его род?

В любой энциклопедии о Карле Фаберже написано примерно так: «Сын обрусевшего немца». И это правда. Но кроме энциклопедий существует ещё и русский фольклор. То, что Карл попал в него, — само по себе честь великая. Наш герой присутствует в одном из уральских сказов Павла Бажова. Причём упомянут там с уважением: «У царей... по подарочным делам был француз Фабержей. В своём деле понимающий».

   
   

Род Фаберже действительно происходит из Франции. Они были протестантами и, спасаясь от религиозного преследования, выехали в Германию в 1685 г. Носили они тогда фамилию Фаври.

В Российской империи, в городе Пярну, что в нынешней Эстонии, обосновался дед Карла. Там фамилия приобрела привычный для нас вид — Фаберже. Отец Карла, Густав, ювелирному делу приехал учиться в Петербург. Сын его станет одним из самых знаменитых ювелиров мира. Сам же Густав специализировался на прозаических шкатулках.

Когда стал царским ювелиром?

В том, что Карл Фаберже достиг таких высот, «повинны» любовь, археология, мастерст­во и удача. Именно в такой последовательности. В 1872 г. Карл Фаберже, уже глава одноимённой фирмы, женится на рижской немке Августе Юлии Якобс. Её отец, Богдан Якобс, был мастером-краснодеревщиком. Но не простым. Он управлял мебельными мастерскими императорского двора. Первый шаг к высотам был сделан.

Впрочем, ещё до этого Карл работал в Эрмитаже. Профиль — оценка, ремонт и реставрация ювелирных изделий. На взлёте общего интереса к археологии он увлекается работами скиф­ских мастеров — пытается копировать тончайшие украшения из керченского кургана Куль-Оба. Эти работы попадают на московскую выставку в 1882 г. И производят фурор. Карлу удаётся раскрыть тайну мелкой зерни — техника древних мастеров считалась утраченной. Копия скифского гребня IV в. до н. э. привлекла внимание самого императора Александ­ра III: «Я их не могу различить!»

Императорское пасхальное яйцо работы мастерской Карла Фаберже «Ренессанс», подаренное императором Александром III супруге, императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Фото: РИА Новости/ Коробейников Дмитрий

Окончательный шаг к тому, чтобы стать поставщиком двора, был сделан в 1885 г. Цена вопроса — 4151 руб. Именно столько стоило его первое пасхальное яйцо с сюрпризом. Подарок жене императора к Пасхе. Идея Фаберже была не нова — подобные штучки бытовали на родине императрицы в Дании. Но там они были просты — в яйцо из слоновой кости вкладывалось колечко. Здесь же яйцо было золотым, покрытым эмалью. Внутри — золотая курочка. Внутри курочки — копия императорской короны и рубиновый кулон. Затейливо и оригинально.

С кем он работал?

Времена, когда Фаберже сам склонялся над наковаленкой, прошли. Теперь он управлял внушительной фирмой, которая насчитывала до 600 человек. 14 мастерских. Огромный штат художников и дизайнеров. До знаменитой фразы товарища Сталина «Кадры решают всё» оставалось больше полувека. Тем не менее Карл весьма много времени проводил в Цент­ральном училище технического рисования — искал молодые таланты. Найдя, просто так не отпускал. Те, впрочем, не жаловались. Во-первых, годовой заработок мог доходить до 10 тыс. руб. Во-вторых, у них перед глазами были примеры того, как Карл обходится с мастерами, — одному ослепшему престарелому гравёру он платил пенсию, равную среднему заработку на своей фирме. Хотя система работы была потогонной — в мастер­ских трудились более 12 часов в сутки. Но и работать руками Карл не бросил. При нём всегда был молоток. Если изделие ему не нравилось, Фаберже пускал его в дело — мог безжалостно разбить даже золотую вещь. Высшей похвалой были слова: «Вещь окончена».

   
   
Могила Фаберже в Каннах, на кладбище Гран-Жас. Фото: Википедия

Что кроме яиц?

Мы говорим «Фаберже» — подразумеваем «яйца». Но они не были самым дорогим продуктом его фирмы. Скажем, за колье для невесты Николая II Фаберже получил 250 тыс. руб. Самое дорогое яйцо для императорской фамилии стоило в 10 раз меньше — 25 тыс. руб. А самое дешёвое — вообще 1 тыс. руб.

Главным для него было не золото и не деньги. Главным был азарт. В России снова разрешили курить на улицах? Запускаем линейку изящных портсигаров с секретными замочками. В моду входит фотография? Делаем ювелирные рамки для семейных фотопортретов. Электричество вошло в обиход? В магазинах появляются затейливые эмалевые дверные звонки в виде черепашек. Да, ширпотреб. И что? «Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг. Что толку в золоте? А такая вещица подходит всем».

Разумеется, высокое ювелирное мастерство никуда не делось. Оно оставалось для самых важных заказчиков. Не столько для царей, сколько для души и вечности: «Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как Тиффани или Картье, у них драгоценностей больше, чем у меня. Но это же торговцы, а не художники!»