Аммиачная селитра (нитрат аммония), которая взорвалась при сварочных работах в Бейруте, была конфискована с судна Rhosus в сентябре 2014 года. Об этом сообщил ливанский телеканал LBCI по итогам заседания Высшего совета по обороне Ливана. По данным телеканала, конфискованную селитру хранили на складе на 12-м причале порта Бейрута и собирались утилизировать.
Судно ходило под молдавским флагом и принадлежало живущему на Кипре уроженцу Хабаровска Игорю Гречушкину. По словам бывшего капитана Rhosus Бориса Прокошева, судно было арестовано в порту Бейрута в 2014 году из-за неуплаты портового сбора. На его борту было 2750 тонн селитры. Планировалось, что Rhosus доставит груз из Батуми в Мозамбик. Однако в сентябре 2013-го сухогруз сделал незапланированную остановку в Бейруте из-за неполадок на борту. Из-за нарушений правил эксплуатации ливанские власти запретили судну выходить в море.
Что известно об Игоре Гречушкине?
Как сообщает ВВС, Игорь Гречушкин родился в 1977 году на Дальнем Востоке, в рабочем поселке Ванино, обслуживающем одноименный порт. Образование получил в Дальневосточной академии госслужбы (ныне — Дальневосточный институт управления) в Хабаровске. Во второй половине 1990-х годов Гречушкин работал в местном представительстве кипрской компании «Дартмонт Шиппинг Лимитед».
По сообщениям Daily Storm, офшорная компания Гречушкина Teto Shipping Ltd в 2012 году выкупила торговое грузовое судно Rhosus у киприотов. Сухогруз был построен на верфи в японском городе Наруто в 1986 году. Сначала судно называлось Daifuku Maru, потом названия менялись еще несколько раз. К 2012 году корабль эксплуатировался уже 26 лет, без ремонта. В результате один из первых его рейсов закончился арестом в Ливане.
По сообщениям СМИ, после ареста Rhosus Гречушкин отказался от сухогруза и бросил команду на произвол судьбы. Как заявил бывший капитан, оставшиеся на судне четверо членов команды продали топливо и наняли адвоката, который добился для них разрешения вернуться домой. Моряки находились на судне около года и смогли вернуться на родину только осенью 2014-го.
Груз был выгружен на склад «под ответственность министерства транспорта» Ливана, а судно впоследствии затонуло. В последний раз его местонахождение было зафиксировано в ноябре 2014 года недалеко от места, где 3 августа произошел взрыв.
Как писали члены экипажа судна на форумах, Игорь Гречушкин был «бессовестным и лживым», постоянно задерживал зарплату, а в судно ничего не вкладывал. По словам председателя Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), капитана первого ранга Михаила Ненашева, у Гречушкина не было средств, поскольку он был банкротом.
По информации «Открытых медиа», в последнее время Гречушкин работал менеджером румынского судовладельца Unimar Service Ltd. Сейчас Игорь Гречушкин находится на Кипре. Газета Cyprus Times пишет, что у полиции Кипра пока нет информации о том, что россиянина ищут ливанские или кипрские власти.