16 августа главный конструктор самолетов Ил-76 и Ил-78 Андрей Юрасов скончался в Москве на 60-м году жизни. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», где Юрасов проработал последние 40 лет.
«Главный конструктор Ил-76 и Ил-78 Юрасов Андрей Владимирович скончался после тяжелой болезни 16 августа 2021 года на шестидесятом году жизни. Всю свою трудовую деятельность он посвятил работе в ОКБ Ильюшина», — сообщили в авиационном комплексе.
Чем запомнился Андрей Юрасов?
Юрасов Андрей Владимирович родился 26 октября 1961 года в Москве.
Его трудовой путь от техника до главного конструктора неразрывно связан с Авиационным комплексом им С. В. Ильюшина, куда он пришел в 1981 году.
Юрасов в должности главного конструктора Объединенной дирекции программ Ил-76 руководил всем комплексом работ по модернизации самолетов Ил-76 и Ил-78 для ВВС РФ и гражданской авиации.
«Глубокие инженерно-технические знания позволяли ему с высоким качеством и результативностью выполнять порученную работу в заданные сроки. Юрасов внес вклад в развитие авиационной техники, укрепление обороноспособности страны», — сообщается на сайте авиационной компании.
Под его руководством были созданы новые модификации самолетов Ил-76: для Минобороны РФ — Ил-76МД-90, для гражданской авиации — Ил-76ТД-90ВД. Главный конструктор также руководил работами по модернизации самолета Ил-76МФ.
Кроме того, Юрасов занимался подготовкой и проведением летных испытаний самолетов Ил-96-300, Ил-114, Ил-103, Ил-76МД, Ил-96МО/Т и принимал участие в сертификации по зарубежным нормам самолета Ил-96МО/Т.
В 2012 году он участвовал в работе по внедрению в серийное производство модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Под руководством конструктора выполнялись наземные отработки всех систем первого опытного самолета, позволившие начать его летные испытания.
О своей профессии Юрасов отзывался с гордостью. Будущим авиаконструкторам он говорил, что важно не просто любить самолеты, нужно быть профессионалами своего дела.
«Создание самолетов подразумевает прежде всего повышенную ответственность перед обществом, поэтому в авиационной промышленности быть профессионалом особенно важно. От качества нашей работы зависят жизни людей, которые летают на наших самолетах. Профессионалы вносят решающий вклад в проектирование, производство и испытание самолетов, — говорил Юрасов в интервью Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов. — Для меня профессионал — это специалист в своей отрасли, понимающий проблему в целом, обладающий техническими знаниями и умеющий применять их в работе. Это человек, который честно и творчески выполняет свою работу. Образцом профессионала для меня является основатель нашего ОКБ Сергей Владимирович Ильюшин».
Свое отношение к работе Юрасов характеризовал в нескольких фразах: «Не унывать и не сдаваться. Из любой ситуации всегда есть выход».
В 2015 году Указом президента РФ за большой вклад в разработку, создание, производство новой специальной техники, укрепление обороноспособности страны главный конструктор Объединенной дирекции программ Ил-76 Андрей Юрасов был награжден орденом Почета.
За вклад в развитие отечественной авиаотрасли Юрасова наградили орденом Дружбы, медалью «В память 850-летия Москвы», почетной грамотой Минпромторга.
Как создавался Ил-76?
Самолет Ил-76 с момента создания неоднократно подвергался модернизации. Были созданы военно-транспортные самолеты, самолеты специального назначения и гражданской авиации. Все модификации успешно эксплуатируются по всему миру.
Разработка нового турбореактивного военно-транспортного борта началась в июне 1966 года, а уже зимой следующего года генеральный конструктор Сергей Ильюшин утвердил техническое предложение по созданию военно-транспортного самолета с турбовентиляторными двигателями Д-30КП.
Работы по проекту возглавил заместитель генерального конструктора Генрих Новожилов, который весной 1970 года стал генеральным конструктором и ответственным руководителем ОКБ Ильюшина.
В соответствии с техническим заданием ВВС, новый самолет должен был иметь хорошие взлетно-посадочные характеристики, эксплуатироваться с любых взлетно-посадочных полос (в том числе и с грунтовых с низкой плотностью грунта), взлетать с взлетно-посадочной полосы длиной не более 2,5 тыс. м. Машина должна была отличаться высокими показателями грузоподъемности, в частности, предполагалось, что она будет способна перевозить 20 т нагрузки на расстояние 5 тыс. км, сообщает ТАСС.
Первый опытный Ил-76 был готов в январе 1971 года. 25 марта 1971 года Ил-76 впервые поднялся в воздух и успешно приземлился через 40 минут полета на аэродроме Летно-исследовательского института (ныне ЛИИ им. М. М. Громова) в подмосковном Жуковском.
Первое десантирование парашютной платформы П-7 с моногрузом из Ил-76 было выполнено 19 февраля 1972 года, а 3 апреля состоялся первый групповой прыжок полного количества десантников (115 человек). Десантирование, выполненное на скорости 300 км/ч с высоты 600 м, прошло удачно.
Первый серийный Ил-76 совершил полет 5 мая 1973 года. Государственные испытания машины завершились в декабре 1974 года, а уже 21 апреля 1976 года машина была принята на вооружение военно-транспортной авиацией (ВТА).
В 2006 году вышло поручение Правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в России. Работы по созданию тяжелого транспортника Ил-76МД-90А и организации его серийного производства велись на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») в период с 2006 по 2014 год.
4 октября 2012 года в присутствии президента РФ Владимира Путина самолет Ил-76МД-90А совершил первый демонстрационный полет.
В списке основных отличительных особенностей глубоко модернизированной машины — более мощные двигатели ПС-90А-76, усиленное крыло и модернизированное шасси, новый пилотажно-навигационный комплекс. Кроме того, самолет может эксплуатироваться в самых жестких климатических условиях. «Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в любых климатических зонах, в том числе в Африке, Антарктиде и Арктике. Он способен перевозить широкий спектр грузов в любую точку земного шара. Несмотря на внешнее сходство, модернизированная версия самолета Ил-76МД-90А значительно отличается от своего предшественника Ил-76МД», — рассказал в интервью главный конструктор Ил-76МД-90А Андрей Юрасов.
По его словам, в ходе модернизации транспортная нагрузка Ил-76МД-90А выросла до 60 т, дальность полета — на 25% (по сравнению с Ил-76МД), а расход топлива сокращен на 17%.
Впервые в истории отечественной ВТА военно-транспортный самолет получил систему видеорегистрации, которая позволила полностью контролировать процесс десантирования и погрузки/выгрузки грузов.
Как и ранее разработанные самолеты этого семейства, Ил-76МД-90А смог стать базовой платформой для целого семейства авиационной техники. В частности, по словам Юрасова, машина может быть конфигурирована как самолет для десантирования снабженческих грузов, самолет для пожаротушения, самолет гуманитарной помощи, самолет-спасатель.
Говоря об Ил-76МД-90А, необходимо подчеркнуть, что самолет стал основой для новейшего заправщика Ил-78М-90А, первый полет которого состоялся 25 января 2018 года.
Всего на базе Ил-76 было создано 22 модификации, пишет ТАСС.
По состоянию на начало 2021 года выпущено 958 самолетов Ил-76 различных модификаций, из которых 118 самолетов (12,4% от объема производства) было поставлено на экспорт в период с 1978 по 2005 год, сообщает ТАСС.
На данный момент самолеты семейства Ил-76 эксплуатируются в 24 странах Европы, Азии, Африки и Северной Америки. Всего на базе Ил-76 было создано 22 модификации, пишет ТАСС.
Источники информации:
Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина — LiveJournal
Умер главный конструктор самолетов Ил-76 и Ил-78 Андрей Юрасов — Армия и ОПК — ТАСС (tass.ru)
Коллектив и руководство ОАО «Ил» поздравляют... | ПАО «Ил» (ilyushin.org)
Юрасов Андрей mp4 — Youtube