Чего боится педофил? Врач из Ростова нашёл способ выявлять преступников

Врач Виктор Солдаткин уверен, что ростовский метод определения педофилов снизит количество преступлений. © / Виталий Колбасин / АиФ

Методика ростовских врачей-психиатров помогает судебным органам определить вменяемость человека, подозреваемого в сексуальном преступлении, и назначить ему справедливый приговор. 

Справка
Солдаткин Виктор Александрович: 41 год, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Ростовского государственного медицинского университета. Автор метода определения психического расстройства у человека — педофилии — по анализу мочи.
   
   

«Не каждый, кто выпивает, — алкоголик»

Виталий Колбасин, АиФ.ru: Виктор Александрович, что ни день, то в СМИ появляется новость о насильственных сексуальных действиях взрослых по отношению к несовершеннолетним. На детских площадках молодым мамам чуть ли не в каждом мужчине мерещится педофил.

Виктор Солдаткин: Убедительных данных я не нахожу, что количество педофилов сейчас выше, чем было в начале XIX века. Не думаю, что их стало больше, чем было в Древней Греции, когда каждый симпозиум сопровождался половым актом с лауреатом — самым молодым человеком, не достигшим возраста полового созревания.

Метод ростовских учёных позволяет дать больше информации суду о подозреваемом. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

В современном обществе резонанс вокруг сексуальных преступлений огромный. В чём здесь сложность и главная мысль, которую стоит оставить для размышления? Не каждый человек, который много выпивает спиртного, является алкоголиком. Не каждый человек, который проигрывает в казино, — игроман. Точно так и здесь: вроде кажется, действие связано с педофилией, что всегда означает болезнь, но на самом деле большую часть сексуальных преступлений против детей совершают люди не больные, а здоровые, потерявшие морально-нравственную совесть. Это не штамп советского времени, а мнение Крафт-Эбинга, немецкого классика изучения сексуальной психопатии — чаще преступления подобного рода совершают здоровые люди, имеющие аморальные дефекты.

— Как определяют, болен человек педофилией или нет?

— В психиатрии главный метод определения больного — клинический, который связан с тем, как врач оценивает малейшие нюансы в поведении пациента, детали, тонкости в психике человека. Но всегда его необходимо дополнять объективными данными, которые подтверждают или опровергают клиническую точку зрения врача. Когда всё совпадает, как мозаика, тогда картина становится полной.

Вот таким объективным методом исследования и является технология на основе определения адреналина в моче человека. Молекула адреналина очень быстра и неустойчива, поэтому «ловить» её в крови тяжело. Поэтому применяется технология определения адреналина через мочу. Тогда можно узнать изменение уровня гормона за сутки, в зависимости от эмоционального состояния, времени дня, напряжения. Выглядит это так. Исследуемому показывают картинки специфического содержания. На них реагирует любой человек, в том числе и здоровый, никогда не имевший отношений сексуального характера с несовершеннолетними. Но тот уровень адреналина, который у него определяется, несопоставим с показателями больных людей. Это связано с физиологией человека, с мгновенной реакцией его нервной системы. Это давно описано. У людей, заболевших педофилией, есть чёткое представление о том, что дети, с которыми они имеют контакт, провоцируют их на сексуальные действия. То есть они в образе детей видят сексуальный призыв. Им кажется, что у подростка не улыбка, а гримаса, располагающая к сексуальной активности. Кажется, что это не положение тела, не поза, а призыв. Они воспринимают такие моменты по-другому, и это связано с особенностью нервной системы больного.

   
   
Метод обнаружения педофила доступен врачам из провинции. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Поэтому после предъявления неспецифических и специфических образов у них происходит яркий выброс адреналина, который можно уловить в лаборатории. Можно ли на основании одного этого показателя поставить диагноз? Нет, нельзя. Мы чётко это понимаем и не претендуем на глобальное открытие в данной сфере. Но наши исследования заметно улучшают качество диагностики. Вот в чём плюс метода.

«Потенциальные негодяи боятся разоблачения»

— Какая польза от метода и почему его используют только в регионах России, а не в Москве?

— Результаты исследования повышают качество экспертной работы следователей. Правоохранители получают комплексный ответ экспертизы, более полную доказательную базу для суда. И чем доказательства в совершении преступления объективнее и понятнее суду, адвокату, следственному комитету, прокурору, тем легче всем работать, тем объективнее будет приговор обвиняемому.

Правоохранительные органы Москвы используют для определения вины человека в преступлении полиграф. Но это очень тонкая и сложная вещь. Результаты полиграфа оспаривают в суде, для его обслуживания нужен специалист, которого необходимо учить несколько лет. И самое главное, не каждый субъект Российской Федерации имеет подобного специалиста-полиграфиста. А технология определения педофила с помощью мочи недорогая, в отличие от полиграфа, и стоит полторы тысячи рублей.

Виктор Солдаткин считает, что педофил-преступник должен знать и бояться его метода. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

— Полицейские говорили вам спасибо за то, что, благодаря вашему методу, они определили преступника?

— Такого нет. Мы не ждём от следователей спасибо, потому что врачи ориентированы на благодарность от людей, которые ни сами не пострадают от действий негодяев, ни их дети. Вот что самое ценное! Поэтому чем лучше диагностика, тем лучше работают все — и врачи, и правоохранители, и само общество. А если экспертиза улучшается, то, значит, и медицинскую помощь можно оказать подозреваемому, притом что он не освобождаются от наказания. Педофилия — это расстройство, не освобождающее от тюрьмы. Но если осуждённый параллельно наказанию получит медикаментозную и психотерапевтическую помощь, то вероятность того, что он выйдет из заключения и вновь совершит подобное преступление, снижается. А если он отсидел и не получал помощи в избавлении от болезни, то последствия могут закончиться трагедией как для самого больного, так и для общества.

— Если люди знают, что есть метод обнаружения потенциального преступника, это может снизить количество преступлений против неприкосновенности детей?

— Несомненно! Все зависимые люди осторожны. Можно быть педофилом, но за всю жизнь не совершить ни одного криминального действия. Этот человек всё равно останется педофилом — и это печально, но он не сделает ни одного проступка из-за страха быть разоблачённым и наказанным. Данный факт сильно пугает предполагаемого преступника. Когда такие люди понимают, что с ними могут разобраться внимательно, чётко, объективно, то они скорее обратятся за помощью к врачу.

Осуждённого за педофилию ждёт принудительное лечение в тюрьме. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«„Лолита“ — сложная тема»

— Есть мнение, что Набоков, написавший «Лолиту», — это подлец, сделавший героем произведения педофила. Ваше отношение к этому роману? Некоторые призывают запретить книгу, чтобы не восхищаться этой странной парочкой.

— Каждый раз, когда открывается какое-то табу, непознанные ранее темы, то общество встречает такое событие в штыки. Сейчас мы можем спокойно говорить в СМИ о сексе, обсуждать эту тему. Американский сексолог Альфред Кинси впервые провёл опросы американского общества, в которых интересовался, в каком возрасте возникает влечение к противоположенному полу? Как живёт половой жизнью человек? Должна ли женщина испытывать оргазм? В итоге профессора объявили чуть ли не извращенцем.

В фильме «Лолита» главный герой — педофил, но он не совершил преступления. Кадр из фильма

Но прошло время, и мы понимаем, что можно и нужно об этом рассуждать, ведь это важная часть жизни. Владимир Набоков описал закрытую до него тему, описал ярко, высокохудожественным языком. Его герой списан из жизни, в которой таких неудачников, как Гумберт, немало. Этот мужчина не садист, не убийца. Он действительно больной человек. Но называть его негодяем, как и автора романа, психиатр не может. То есть здесь речь идёт о больном человеке, который мог бы получить помощь. Другое дело, когда люди совершают насильственные действия по личностным и моральным признакам. У меня был случай, когда действие сексуального характера было совершенно из мести родителям за невыплаченный долг. Мужчина сделал это для того, чтобы наказать родителей.

Нередки случаи, когда мужчина, получив отказ от женщины, пользовался тем, что мог взять силой — это был ребёнок. Несовершеннолетний не привлекал его как сексуальный объект. Это просто моральное извращение, так поступают негодяи! Поэтому, когда мы рассуждаем о «Лолите» Набокова — это скрытая, сложная тема, но её человечество должно знать, и о ней нужно говорить.