Все сидят по домам, а кто-то только и делает что ходит «в гости». Нет, это не злостные нарушители режима самоизоляции. Это соцработники. Они помогают пожилым людям и людям с ограниченными возможностями соблюдать домашний режим, не чувствуя себя брошенными.
У них работы стало больше
«Сейчас, конечно, возросла наша нагрузка. Кроме наших родных "надомников", как мы их называем, мы еще обслуживаем других людей, которые попали в такую ситуацию — самоизоляцию», — рассказывает сотрудница Центра социального обслуживания «Щербинский» Наталья Моисеева.
«Надомники» — это москвичи, которые получают социальные услуги на дому постоянно. Как правило, это люди со слабым здоровьем или совсем пожилые. Теперь же количество заявок на доставку домой продуктов или лекарств стало гораздо больше, и соцработникам стало труднее планировать свое рабочее время. О своих нуждах подопечные центра сообщают по телефону, колл-центр работает с 8 утра. За день в среднем поступает 15 заявок. За соцработником Аллой Аникиной в «мирное» время было закреплено 12 подопечных, теперь же их количество возросло до 30. Кого-то достаточно навещать раз в неделю, а кому-то требуется два визита. Получается, что за день нужно выполнять пять-шесть заказов.
Людей и магазинов — мало
«Конечно, в первые дни они постарались закупить продукты, но, как мы знаем, хлеб и молоко имеют свойство заканчиваться», — продолжает Моисеева.
ЦСО «Щербинский», где она работает, находится в Новой Москве. Особенности этого округа в условиях эпидемии превратились в ярко выраженные достоинства и недостатки. Небольшая плотность населения — явный «плюс». Меньшее, чем в остальных округах, количество магазинов — явный «минус».
«Мы привозим им продукты, которых в их ближайших магазинах нет. Поэтому работа у нас тяжелее, чем в старой Москве», — говорит Моисеева.
Делом помочь и словом утешить
Подопечные Натальи, как и, в общем-то, все остальные люди, реагируют на сложившуюся ситуацию по-разному: кто-то нервничает, кто-то спокоен.
«Мы стараемся с ними разговаривать, успокаивать и поддерживать их, — говорит Моисеева. — Когда мы к ним приходим, они смотрят на нас глазами, полными надежды. Люди ждут от нас не только материальной помощи, но и эмоциональной поддержки».
«Когда ты видишь свою бабушку или дедушку, они видят, что ты пришёл спокойный, не паникуешь, и сами успокаиваются», — добавляет Аникина.
Осторожность дома
Не у всех подопечных центра есть отдельные квартиры — некоторые живут в коммуналках. Это создаёт дополнительные сложности пенсионерам, ведь медики рекомендуют им свести к минимум социальные контакты. А здесь встреч с соседями в коридоре или на кухне не миновать, как ни старайся.
«У меня есть одна подопечная, которой мы выдали маски и перчатки, чтобы она выходила на кухню. Помимо защиты от инфекции, это же и чисто психологическая защита: надела маску — и нестрашно с соседями общаться. А раньше она очень из-за этого переживала», — рассказывает Моисеева.
Соцработник отмечает, что приходится беседовать об эпидемии и с другими жителями коммуналки. Ведь в очень большой степени от их поведения зависит самочувствие и даже жизнь их пожилых соседей. Большинство людей относятся к таким разъяснительным разговорам с пониманием.
«Соседи в целом нормально отнеслись, — говорит сотрудница ЦСО. — Правда, один мужчина сказал: "Что? Мы русские! Нас ничего не возьмет". Ну я ответила ему, что русский "авось" не везде проходит — посмотрите статистику заразившихся».
Средства защиты от страха
Соблюдение правил безопасности во время эпидемии прописано у соцработников в должностной инструкции. Необходимо носить маску, перчатки, бахилы, иногда даже надевать халаты и полиэтиленовую шапочку.
«Мы понимаем, что мы на переднем плане вместе с врачами. Нам страшновато — у всех есть семьи, дети, родственники, — делится Моисеева. — Средства индивидуальной защиты мы все используем, обрабатываем руки антисептиком. Если мы заболеем, то я не знаю, как наши бабушки будут справляться».
Призвание в жизни
Вместе с продуктами и лекарствами соцработники оставляют своим подопечные информационные листовки со своими контактами. Пожилым людям спокойнее, когда они знают, что в любой момент могут связаться с сотрудником центра.
«Социальный работник — это же призвание. У нас не задерживаются люди, если это не их работа. Даже в этой сложной ситуации мы с коллегами общаемся и поддерживаем друг друга, — рассказывает Аникина. — Вот эти эмоции, наверное, помогают справляться не только морально, но и физически, они дают силы и поддержку».
Еще одна обязанность соцработников, которая в условиях строгого домашнего режима тянет на роскошь, — это прогулка с собаками.
«Гуляем с собаками наших бабушек и дедушек, и лично мне это доставляет огромное удовольствие», — говорит Аникина.
Не только молоко и хлеб
Продуктовые корзины имеют стандартный набор: пожилые люди заказывают все самое необходимое. Однако бывают нестандартные пожелания. Например, в ТЦСО «Чертаново Центральное» поступила заявка от 88-летней москвички, попросившей закупить продукты на месяц вперед. Самым необычным пунктом в списке продуктов оказался целый килограмм куркумы. Когда у нее спросили, зачем нужен такой объем восточной специи, оказалось, что в одной популярной телепрограмме эту приправу объявили защитой от коронавируса и посоветовали добавлять во все блюда.
«У нас теперь стал очень популярен имбирь. В пакет с хлебом и молоком просят положить корень имбиря, — рассказывает Аникина. — Кто-то с мёдом перемешивает, у них уже свой рецепт появился. Потом, знаете, эффект плацебо никто не отменял».
Когда всё закончится
Так люди приспосабливаются к новым условиям, но мечтают, чтобы всё стало как прежде. Чтобы можно было погулять во дворе или ближайшем парке (а многим и вовсе достаточно посидеть на лавочке у подъезда). Чтобы добрососедский разговор не отравлял страх заразиться. Чтобы можно было провести время с внуками, а запрет на поцелуи и объятья был снят.
«Самый основной вопрос у них — "Когда же все это закончится?". Мы честно отвечаем, что никто не может назвать конкретную дату, — признается Алла Николаевна. — Но чтобы все это поскорее закончилось, надо соблюдать самоизоляцию. Надо соблюдать личную гигиену. Надо стараться думать не только о своей безопасности, но и о безопасности людей, которые тебя окружают».