Благо или беспредел. Почему банду убийц с «Дона» ищут стритрейсеры

Первое убийство на трассе М4 «Дон» было совершено 3 мая. По официальным данным, жертвами ночных нападений стали четыре человека, неофициальные источники сообщают о 14 убийствах. Преступники не угоняют машины убитых, не забирают их личные вещи. Следственный комитет создал отдельную бригаду для вычисления и поимки преступников. Однако результатов пока нет. Помочь правоохранителям решили московские стритрейсеры. 

   
   

Идет охота

Поздняя ночь. На паркинге возле дома 12 проезд Берёзовой Рощи толпятся спортивного вида мужчины от 18 до 35 лет, большинство из них одеты в камуфляж, у некоторых — бронежилеты. Тусовка — человек 100−150 — собралась на «охоту»: ловить банду убийц на трассе «Дон». Правда, как выглядит «добыча», они не знают. 

«Да что ты меня спрашиваешь. Я не знаю. Милиция сама не знает, а мне откуда знать. Вот будет инструктаж сейчас. Узнаешь», — надменно отвечает мне один из охотников, назвавшийся Александром.

Инструктаж, который провёл организатор «охоты», лидер автосообщества Smotra.ru Эрик Давидович, ясности не добавил. О том, что преступники передвигаются на Daewoo Nexia или ВАЗе-2114, известно из интернета. А фотороботом одного из убийц давно увешаны все посты ДПС.

Убийца с трассы «Дон». Фото: Vk.com

— Что делать-то будем? — вопрошаю я Александра после инструктажа. 

— Ты что, не слушала? Останавливать машины этих марок, — раздражённо отвечает он.

— Останавливать где? На посту ДПС, вместе с гаишниками? 

   
   

— Нет, конечно, прямо на трассе. Ты что думаешь, что преступники рядом с ДПС ездят? Я сам бывший милиционер. Я знаю, как действуют преступники. Так что мне понятно, как вести такие поиски. 

Таких бывших и действующих среди команды стритрейсеров я насчитала в тот вечер около 10 человек. Хотя сами организаторы поисков говорят, что больше. 

— А не страшно? Вдруг нарвёмся на преступников. Они просто так не сдадутся. Палить начнут, — продолжаю пытать Александра. 

— Ну... — протягивает Александр, — у нас оружие тут есть почти у каждого. В основном травматик. Отобьёмся.

Охота на банду похожа на съёмки боевика. Мужики на машинах (у некоторых заклеены номера) с ревущими двигателями несутся по шоссе со скоростью, превышающей 110 км в час. В некоторых местах — по встречной полосе. Заметив машину, которая якобы может принадлежать угонщикам, стритрейсеры устраивают погоню. Догнав, прижимают водителя к обочине. Тот останавливается. Но из машины не выходит. Окружившие автомобиль стритрейсеры стучат в окно водителю и просят его выйти. А ещё дают понять водителю, что они вооружены. Водитель выходит из машины и начинается довольно агрессивный диалог, который сводится к тому, что стритрейсеры настоятельно требуют от водителя разрешения на досмотр машины. 

На своей страничке в соцсети организатор сообщает о начале «охоты». Фото: АиФ

«Банда бандой, я-то тут при чём. Если бы сотрудники полиции были — это понятно. А этих я, по-хорошему, должен был послать куда подальше, — признаётся после такого досмотра владелец „Нексии“ Владимир. — Но они вооружены. А у меня в машине мама сидит. Сейчас повезу её в больницу. Как с ней приступ сердечный от страха не случился, я не понимаю».

Досмотр длится две минуты. После досмотра никаких извинений стритрейсеры водителю не принесли. Сели на машины, умчались дальше по трассе. В пути особое внимание — лесу и заправкам. Первый просвечивают тепловизором, последние окружают и досматривают все автомобили, находящиеся на заправке. 

«Они второй раз за мою смену сюда приезжают. Я считаю, не помогают они, а только беспределят, — признаётся заправщик Роман. — В прошлый раз я подумал, что нас террористы захватывают. Понаехали, перегородили машинами въезд и выезд. Потом вышли их крепкие парни и начали от водителей что-то требовать. Те в непонятках. Кто-то хотел уехать, но его не пустили. Ему пришлось открыть багажник». 

«Вышли за рамки правового поля»

«Из того, что я читал в интернете о том, как ловят банду, и ответов самих стритрейсеров я могу сделать один вывод: люди вышли за рамки правого поля», — говорит адвокат Игорь Субботин. По его словам, речь идёт не только об административных правонарушениях, но и об уголовных. «К административным можно отнести: нарушение скоростного режима — статья 12.9 административного кодекса. Но ещё более поражает досмотр автомобилей, который эти люди устраивают, не имея никаких прав. У нас есть административный кодекс, где чётко прописано, кто уполномочен проводить досмотр. Это те лица, которые уполномочены составлять протоколы: сотрудники ГАИ, военной инспекции и т. д. Даже сотрудники ГИБДД не имеют права осматривать и досматривать каждый автомобиль. Сделать сотрудник ГИБДД это может, например, когда на машину или перевозимый в ней груз есть ориентировка. В том же кодексе написано, как правильно досматривать транспортное средство. Порядок предусматривает наличие понятых и составление протокола. Всё остальное — это беспредел», — подчёркивает Игорь Субботин. 

«Всё, что связано с оружием, при желании возможно квалифицировать как уголовные преступления, — уверен Субботин. — Например, они просят кого-то досмотреть машину. При этом держат своё оружие не в кобуре, а в руках. Для чего они это делают? Скорее всего, для устрашения. А это при правильном подходе можно квалифицировать как угрозу жизни и здоровью человека, причём с отдельными пунктами: группой лиц и с применением оружия». 

Благодарность от организаторов тем, кто принимал участие в «охоте». Фото: АиФ

По его словам, к уголовной ответственности можно отнести и тот момент, когда эти стритрейсеры без всяких оснований блокируют автомобиль и находящихся в нём пассажиров. «Это можно квалифицировать вплоть до незаконного лишения свободы человека, также с отдельными пунктами: группой лиц и с применением оружия», — говорит Субботин.

«В рядах этих стритрейсеров, по признанию их же руководителя Эрика Давидыча, есть сотрудники правоохранительных органов, которые приходят поддерживать стритрейсеров с табельным оружием. И здесь уже этим вопросом должны задаться службы собственной безопасности правоохранительных органов», — говорит бывший следователь СКР Антон Полудёнов

По его словам, всей информацией, которую выкладывают в социальные сети стритрейсеры, и тем, что пишут в СМИ, должны давно заинтересоваться московские правоохранительные органы. «Вопрос в другом, почему они этого не делают? Наверное, выгодно», — говорит Полудёнов. 

«Они подвергают невиновных людей стрессу» 

Психолог Ирина Шаповалова уверена, что в «охоте» стритрейсеров на банду есть ещё один опасный психологический момент. Бандитов можно спровоцировать на более жестокие действия. «Банда может начать играть со стритрейсерами в казаков-разбойников. А это новые жертвы», — подчёркивает Ирина Шаповалова. 

«Те, кто возводят этих охотников за бандой в ранг "робин гудов", наверное, сами не оказывались блокрованными вооружёнными людьми ночью на дороге. Их не доставали из машины, не заставляли открывать багажник, не пугали их и их малолетних детей, находящихся в это время в машине. И не надо оправдывать нарушения стритрейсеров благими намерениями. Преступников должны искать правоохранительные органы, а если ты хочешь помочь, то должен это делать в рамках закона», — уверяет адвокат Игорь Субботин

Однако, несмотря на действия, нарушающие закон, в обществе многие уверены, что к «охоте» стритрейсеров подтолкнуло молчание правоохранительных органов. Силовики не дают никаких комментариев ни о банде, ни о ходе расследования и не предупреждают людей о том, что ездить по трассе «Дон» небезопасно. Да и о самих преступлениях многие россияне узнают из соцсетей.