Персональные данные граждан все чаще становятся объектом охоты для мошенников. Эксперты объяснили aif.ru, как защитить себя и сохранить свои данные в неприкосновенности.
Опасная беспечность
Цифровая эпоха сделала нашу жизнь значительно удобнее, мы теперь в один клик переводим деньги друзьям и родственникам, покупаем продукты и оплачиваем коммунальные услуги. Оборотной стороной цифровой медали стали утечки персональных данных граждан в сеть. «Слив» подхватывают мошенники всех мастей, что грозит ничего не подозревающим гражданам серьезным ущербом. Базы с нашими паспортными данными, счетами, телефонами и адресами утекали из банков, сотовых и медицинских компаний, а один из самых громких случаев утечки, затронувший примерно 7 млн человек в России, Казахстане и Белоруссии, допустили в сервисе по доставке «Яндекс.Еда». Пострадавшие выдвинули групповые и одиночные иски, требуя компенсации в среднем в 100 тыс. руб. каждый, но в итоге суд удовлетворил лишь 13 исков, снизив по ним сумму компенсации до 5 тыс. руб.
По мере развития потребительского рынка вопросы защищенности баз данных постепенно выходят на первый план. По оценке Минэкономразвития, ежегодный ущерб от утечек превышает 100 млрд руб. в год. Сейчас уже даже информацию о содержимом продуктовой корзины можно использовать против человека.
«А что говорить, если в сеть утекли данные паспорта, СНИЛС и иных документов? — задается вопросом эксперт. — У злоумышленников, которыми могут оказаться, в частности, жители недружественных государств или террористы, открывается множеств возможностей: сегодня они взламывают ваш профиль на Госуслугах или личный кабинет ФНС, а завтра на ваше имя открывают счет, с которого потом спонсируются теракты».
Ликвидация протечки
Власти осознают всю серьезность проблемы, парламентарии уже предложили законодательно обязать те компании и структуры, которые допустили утечку персональных данных, компенсировать каждому пострадавшему гражданину причиненный ущерб.
«Штрафы за утечку данных должны высчитываться исходя из реального масштаба причиненного ущерба, —уверен Арлазаров. — Мера должна быть направлена не только на наказание виновных, но и на компенсацию пострадавшим от утечки. Это хоть и не освободит граждан от хлопот, связанных с заменой документов, но как минимум снимет с них финансовую нагрузку».
Правда, здесь тоже важно не переусердствовать. Закон, конечно, должен заставить те компании, которые хранят персональные данные граждан, усилить защиту от утечек.
А если обязать все структуры автоматически выплачивать компенсацию пострадавшим, то встанет вопрос, как рассчитать размер ущерба, в какой момент и по чьей вине возник ущерб, кто является пострадавшим, нет ли злоупотребления со стороны гражданина. И в этой неразберихе риски компаний станут непрогнозируемыми, что плохо отразится и на них самих и на качестве оказываемых ими услуг».
Сейчас в России технологический уровень защиты персональных данных граждан находится даже по международным меркам на достаточно высоком уровне. Банки, медицинские, торговые учреждения многое сделали для борьбы с утечками.
«Но человеческий фактор еще никто не отменял, — напоминает эксперт. — Именно он является слабым звеном. Чтобы базы данных „не сливали“, нашим компаниям еще предстоит выстроить бизнес-процессы и отладить работу персонала».
Пока парламентарии и участники рынка вырабатывают оптимальные модели защиты персональных данных, помочь обезопасить себя могут сами граждане.
«Нужно соблюдать цифровую гигиену, — призывает Славин. — Нельзя разбрасываться информацией о себе в социальных сетях и других ресурсах интернета».
Кроме того, подписывая согласия о передаче персональных данных, нужно смотреть и проверять, куда, кому и зачем они передаются компанией, которая их у вас хочет получить.
«Эта информация должна быть доступна человеку, — говорит Арлазаров. — А от участия в маркетинговых акциях, требующих данные или фотографию паспорта целиком, вообще лучше воздержаться. Это правило банальной чистоплотности в интернете».
Радикально изменить, переломить ситуацию способно лишь государство, начав жестко наказывать рублем за халатное обращение с персональными данными граждан. Возросшая ответственность заставит компании озаботиться хранением баз данных, некоторые из них под гнетом штрафов и вовсе откажутся от сбора избыточной информации, оставшиеся усилят защиту. Если еще и мы сами станем относиться к собственным данным внимательно и вдумчиво, то со временем триада государства, бизнеса и населения непременно победят зло утечек персональных данных граждан.
Ранее эксперты рассказали aif.ru, как мошенники используют персональные данные граждан.