В начале года имя фельдшера из Туапсе Анастасии Плахиной узнали многие россияне. Она стала героем публикаций после того, как снежный «апокалипсис» на юге страны заставил её почти два километра идти в гору с оборудованием к 100-летней пациентке. Удивлённая вниманием к себе сотрудница скорой заявила СМИ, что не считает тот вызов подвигом. Это можно списать на скромность, хотя во время пиков пандемии ей с коллегами действительно приходится работать в куда более сложных условиях. О своих буднях Анастасия рассказала АиФ.ru.
Стетоскоп вместо копья
Анастасия Плахина родилась в Челябинске, но в 6 лет переехала с мамой и отчимом в Ростовскую область. Уже в этом возрасте она мечтала стать медиком и даже громко заявила о своём желании на камеру, когда их в первом классе снимали на видео. Хотя Анастасия могла посвятить свою жизнь спорту, которым усердно занималась 11 лет в Ростовском областном училище олимпийского резерва. Большую часть этого времени она отдала лёгкой атлетике, затем пробовала себя в «тяжёлых» дисциплинах: толкании ядра и метании копья. Но травма позвоночника заставила девушку в 10 классе принять сложное решение навсегда оставить спорт. После школы она поступила в медицинский колледж, где получила образование фельдшера. С ним Анастасия пришла в службу скорой помощи города Шахты.
«Тогда всё казалось новым и страшным, ведь практики не было, — рассказывает Анастасия Плахина. — А мне с самого начала стало „прилетать“ всё самое жёсткое и тяжёлое. В первый день работы я выезжала на ДТП, в котором 26-летнему парню оторвало голову. Удар пришёлся как раз в его сторону, а двое друзей остались живы. Запомнилось, что этот молодой человек ехал из командировки к жене и маленькому ребёнку. Очень жалко было его жену, как так: возвращался домой и не вернулся. Тяжело, конечно, такое даётся. Всегда запоминается, когда пытаешься стабилизировать состояние тяжёлого пациента и довезти его живым до больницы».
Но самым большим испытанием тех лет для неё стала неизлечимая болезнь мамы. Анастасии пришлось не только полгода видеть мучения самого близкого человека, но и самой со многим справляться. После смерти мамы Анастасия почувствовала, что не может оставаться на прежнем месте. Она поехала в Туапсе, куда до этого переехала ее сестра.
Город на черноморском побережье привлёк Плахину своими небольшими размерами и размеренным течением жизни. По населению он в несколько раз меньше Шахт, но в Краснодарском крае у Анастасии только прибавилось работы. Если на Дону у неё получалось в среднем до 12-15 вызовов в день, то на Кубани эта цифра стала раза в два выше при пиковых нагрузках. Главная причина в том, что вскоре после её переезда весь мир столкнулся с коронавирусом.
Испытание пандемией
«Когда началась пандемия, нам было очень тяжело, — вспоминает Анастасия Плахина. — Это как раз всё пришлось на весну, на сезон, когда стояла самая жара. А мы в защитных костюмах безвылазно работали, по две ходки в Дагомыс делали. Бывали тяжёлые пациенты. Многие у нас даже очень сильно похудели в этих костюмах, настолько жарко было. Когда приезжали в больницу и сдавали больного, то сразу снимали костюм. Его нужно было просто выжимать, как будто ты в море окунулся».
За два года пандемии она насмотрелась на больных ковидом и была рада, что в последнее время их число падало. Но появление нового штамма в начале года опять привело к скачку заболеваемости. А недавно коронавирус отправил домой на больничный и саму Анастасию, которая до этого ещё не подхватывала коварную инфекцию в отличие от многих коллег. К счастью, она находилась под защитой вакцины и смогла избежать тяжёлых последствий ковида.
«Вакцинироваться нужно в любом случае, — говорит Анастасия. — Даже если после этого человек заболеет ковидом, его организм всё равно будет намного легче переносить последствия. Особенно это касается пациентов с хроническими заболеваниями: с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, хоблом. Нагрузка на медиков сейчас большая и мы все задаёмся вопросом, когда кончится пандемия. Она точно не прекратится сама, если люди не будут соблюдать меры безопасности и профилактики».
В то же время некоторые волнуются слишком сильно, чем создают проблемы. Неоднократно люди вызывали скорую только лишь из-за потери вкуса и обоняния, что необязательно является признаком ковида. По словам Анастасии Плахиной, такие симптомы могут возникать при респираторных вирусных заболеваниях разной природы.
Вызов с препятствиями
Работа скорой в Туапсе осложняется ландшафтом. Порой машина не может проехать к нужному месту, поэтому Анастасия Плахина прошла пешком не один километр. Вот, где точно идёт на пользу и помогает другим её спортивный опыт. Но она не могла представить, что станет героиней новостей после ледового похода с препятствиями. Дело было в январе, когда Кубань сильно засыпало снегом. Рано утром поступил срочный вызов к 100-летней женщине, которая начала задыхаться. Но в связи с гололёдом и уклоном дороги доехать до нужного места оказалось невозможно. В тот день там «проскакивали» только легковушки с полным приводом. Оценив ситуацию, водитель Игорь Колесников спросил: «Что будем делать?»
«Я говорю: „Ну, что делать, пойдём!“ — вспоминает Анастасия. — Берём фонарик с навигатором и начинаем пробираться потихоньку по кустикам, по обочинам. Местами мы там проваливались, но дошли нормально, даже ни разу не упали. Водитель меня придерживал, но больше я его придерживала, так как у него две руки были заняты кислородными баллонами. Игорь взял у меня самый тяжёлый груз, а я несла аппарат и рабочую сумку. Люди уже думали, что мы к ним не придём. Они пытались до нас дозвониться, но там не было связи».
В итоге пожилая пациентка получила медицинскую помощь. К слову, она даже отказалась от госпитализации. Об этой истории узнал и написал в своём Телеграм-канале губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, назвавший действия работников скорой подвигом. Анастасию тут же стали одолевать с расспросами журналисты, но она ответила всем примерно одинаково на главный вопрос о случившемся.
«На самом деле здесь ничего такого нет, мы не считаем случившееся подвигом, — настаивает Анастасия Плахина. — И до этого не раз бывали случаи, что мы ходили пешком к пациентам без всякого внимания СМИ. И по пятьсот метров ходили, и по километру, и по камням, и по горам. Это было и будет всегда, от такого никуда не деться. Но вообще здесь в Туапсинском районе мне первый раз пришлось идти по снегу почти два километра».
Трудный сезон
Другая особенность работы фельдшера скорой в Туапсе — ярко выраженная сезонность. Как и в других городах Черноморского побережья, летом здесь подскакивает количество экстренных вызовов. Очень много людей обращается с кишечными отравлениями, вызванными употреблением испортившихся на жаре продуктов. А коронавирусу и другим инфекциям помогает распространяться скученность.
«Особенно в прошлом году был тяжёлый сезон, — говорит Анастасия Плахина. — Понимая, какая нагрузка ложится на всех, у нас фельдшеры и медсёстры стараются друг друга выручать. Мы в сезон берём много подработок, то есть практически все сутки через сутки работаем. Честно говоря, даже не остаётся сил куда-то ходить между суток. Хочется просто лечь, поспать, собраться — и на следующий день опять на работу».
В таких обстоятельствах летом медикам не до отпусков. По словам Анастасии, в прошлом году она вообще всего раза три вырывалась отдохнуть на море. Но всё-таки в последнее время она снизила темп работы ради заботы о здоровье. Первые семь лёт в скорой она почти всегда трудилась по графику сутки через сутки, а примерно год назад начала брать по два дня отдыха между сменами. Зато так появляется больше сил и желания помогать людям.
«Я люблю свою работу, иначе бы здесь не задерживалась, — говорит Анастасия Плахина. — У нас хорошие условия в плане укомплектованности оборудованием, медикаментами. Для работы есть всё, что необходимо. Сам город мне тоже нравится, поэтому я здесь планирую оставаться и дальше».