Ещё в детстве в 1970-е годы читала в журнале «Вокруг света» про одно из самых древних племён, которое антропологи обнаружили на Филиппинах. Была потрясена этим. А недавно узнала, что всё это оказалось аферой - их жизнь была не такой примитивной, они всё это просто инсценировали. Это правда?
И. Серякова, Тверь
Кто эти первые коммунисты?
Действительно, в начале 1970-х весь мир обсуждал феномен племени тасадай-манубе, которое обнаружили на острове Минданао, входящем в состав Филиппин. Об этом писали не только в «Вокруг света», но и во всех ведущих изданиях мира, снимали документальные фильмы. Тасадаев описывали как наиболее отсталых людей на Земле. Их образ жизни был чем-то похож на первобытный коммунизм. Рассказывалось, что у них не было конфликтов, что они всё делили поровну - пищу, орудия труда. Да, пожалуй, это и всё, что они делили, одежды у них не было, серьёзной охотой не занимались. Ловили рыбу и лягушек руками, практиковали собирательство, выкапывали съедобные корешки. Коммунистические наклонности у них проявились ярко, когда шестерым мужчинам дали боло - популярное среди других филиппинских племён орудие охоты из шаров, соединённых верёвкой. Они, не очень понимая его назначение, взяли по одному шару, а последний, седьмой, оставили, чтобы у всех было поровну. Везде подчёркивали ещё одну коммунистическую особенность тасадаев: если у одного из людей в племени нет пищи - другие тоже не едят.
По мнению учёных, племя 500-1000 лет, а может быть, и больше жило абсолютно изолированно. Уровень их развития соответствовал неолиту - каменному веку. Встречая вертолёт, они принимали его за Дивату - божество, которое согласно верованиям должно сойти с неба. Когда их попытались учить выращиванию риса в ближайшем и тоже весьма примитивном племени манобо-блит, они не могли взять в толк, зачем зёрна зарывать в землю, если их можно сразу съесть. Им было непонятно, для чего столько трудиться и ждать, когда рис вырастет, если можно сразу накопать в лесу съедобных корней, которые, по их мнению, совсем не хуже риса.
Зачем обманывали
Сообщалось, что после контакта с людьми тасадаи начали всё-таки охотиться на мелких кабанов и обезьян и стали носить небольшие набедренные повязки. Во всяком случае, надевали их, когда к ним приезжали учёные, журналисты, политики, звёзды кино и прочие любопытствующие. Все контакты осуществлялись только через Мануэля Элисальде, этнографа, политика и знакомого президента Филиппин Фердинанда Маркоса. Не без помощи последнего он создал и возглавил Президентский совет по делам национальных меньшинств. Такой подход позволил запретить любые контакты с племенем тасадай-манубе, в том числе и изучение его учёными. Но после падения режима Маркоса в 1986 году антропологи смогли свободно к ним приехать, и оказалось, что знакомых всем дикарей нет, что образ жизни их не столь примитивный, как представляли, и что всё это было большим спектаклем.
Мнение эксперта
- Это был реальный антропологический фейк, очень неплохо продуманный и осуществлённый. Видно, что занимались этим люди, знакомые с жизнью первобытных, или, как мы говорим сегодня, дописьменных обществ. Об этом говорят хорошо демонстрируемые признаки так называемого первобытного коммунизма. Подобные обычаи мы наблюдаем и у других архаичных племён. Я много занимался бушменами Южной Африки, они живут охотой и собирательством, и у них тоже есть обычай делить дичь поровну между всеми членами племени. Интересно, что это не касается продуктов собирательства - овощей, ягод, кореньев. Считается, что их может собирать каждый, и если он не сделал этого, это его проблема - он поленился. А вот охотиться и добывать мясо могут не все. Поэтому этим нужно делиться, чтобы все имели равный доступ к таким продуктам. Похожая система дележа дичи у аборигенов Австралии, но она сложнее - некоторые куски туши полагаются только определённым членам племени. Это обосновывают различными религиозными мотивами. У аборигенов более богатая и развитая религиозная жизнь, чем у бушменов. А вот в материальной культуре всё наоборот: у австралийских племён она беднее, например, у них нет луков и стрел, только копья.
Но не нужно думать, что такие фейки массовые и касаются многих дописьменных обществ. Понятно, что феномен тасадай-манубе сделали не учёные-антропологи, а люди от бизнеса или политики. Для учёного такая махинация - убийство репутации, и настоящие специалисты на это не пойдут. Но вот в антропологическом туризме, когда организуют путешествия к каким-то удалённым, закрытым и архаичным племенам, подобные вещи могут встречаться. Мне доподлинно известны случаи, когда перед встречей с туристами членов племени просили снять шорты и ещё что они там носят и надеть набедренные повязки.
Есть ли ещё неизвестные племена? Мы знаем примерно о 30 так называемых неконтактных группах. Они почти не вступают в контакт с внешним миром и живут изолированно по своим обычаям. Такое племя обитает на острове Северный Сентинел. Это юрисдикция Индии, и государство полностью запрещает контакт с жителями острова - они очень агрессивны. В Южной Америке есть несколько групп, входящих в племя яномами, они тоже очень воинственны и не идут на контакт с внешним миром. Обитают в основном в джунглях Бразилии и ведут частые войны между собой.