Алапаевская трагедия: как втайне убивали родственников царской семьи

Елизавета Фёдоровна Романова. © / Commons.wikimedia.org

Священнослужитель из Белогорского монастыря игумен Серафим незадолго до гибели Романовых пообещал княгине Елизавете Фёдоровне, что похоронит её по-христиански в Иерусалиме. И сдержал своё обещание, чудом сумев вывезти тела убитых Романовых из охваченной гражданской войной страны.

   
   

Весна 1918 года. Практически все Романовы высланы на Урал. Членов царской семьи постоянно перевозят с места на место. Решение по их дальнейшей судьбе всё никак не принимается. Царь, его жена, дети и ближайшие слуги находятся под арестом в доме Ипатьева. Большевики решают «рассредоточить» Романовых и увозят других представителей династии в Алапаевск.

Игумен Серафим. Фото: из личного архива Ксении Шиловой, директора Музея-школы имени Императрицы Александры Феодоровны

Сначала всем арестованным Романовым выдали удостоверения личности с правом передвижения по Алапаевску. Представители династии могли ходить в церковь, гулять, вести переписку, даже разбили собственный садик. Но скоро всё изменилось. 12 июня было объявлено о «побеге» великого князя Михаила Александровича — на самом деле Романов был убит сотрудникам ЧК и милиции. Большевики использовали это обстоятельство для ужесточения режима заключения Романовых. У узников конфисковали всё имущество, запретили выходить за пределы Напольной школы, где их разместили, как в тюрьме. В ночь на 17 июля в доме Ипатьева была расстреляна царская семья. В ночь на 18 июля Романовых, заключённых в Алапаевске, увезли в неизвестном направлении. На следующее утро большевики сообщили, что Романовы были выкрадены бандой белогвардейцев. На самое деле узников отвезли на заброшенную шахту рудника Нижняя Селимская. Там их убивали ударами обухом топора по голове и сбрасывали на дно шахты. Чтобы замести следы, шахту забросали гранатами и засыпали землёй. Но, когда останки Романовых были всё-таки обнаружены, оказалось, что не все погибли моментально — многие после падения остались живы и медленно умирали от полученных травм и голода.

По преданиям, ещё несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

В сентябре 1918 года в Алапаевск вошла армия адмирала Колчака. По его поручению начались поиски следов пропавших Романовых. В октябре тела были найдены. Обнаружить место погребения помогла случайно оброненная одним из великих князей фуражка.

Все погибшие в шахте были причислены к лику святых Русской православной церковью за границей. РПЦ причислила к лику святых только великую княгиню Елизавету Фёдоровну — основательницу Марфо-Мариинской обители в Москве — и её келейницу, инокиню Варвару.

Здесь началась другая история — обещания, данного великой княгине пермским монахом.

   
   

Игумен Серафим

Белогорский монастырь — одна из самых знаменитых достопримечательностей Пермского края (его ещё называют «Уральский Афон»), насчитывающая более чем 100-летнюю историю. Расположенная на живописной возвышенности, обитель повидала многое: торжественное открытие, большевистский гнёт и долгожданное возрождение.

Игумен Серафим (Георгий Кузнецов). Фото: Журнал «Православная беседа»

С августа 1918 года по январь 1919 года здесь было расстреляно и замучено 34 священнослужителя.

Игумен Серафим (Георгий Кузнецов) родился 3 августа 1875 года в купеческой семье в городе Чердыни Пермской губернии. Там до сих пор сохранился скромный деревянный дом его семьи. В почти 20 лет, будучи совсем подростком, молодой человек решил поехать на Афон, но, по велению судьбы, попал на Белую Гору.

Уже в 1897 году Георгий Кузнецов начал служение в монастыре. В 1902 году был пострижен в монахи.

«Всех,  кто знакомится с Белогорским монастырём, личность игумена Серафима неизменно восхищает и поражает! Воспитанный на православной уральской земле, этот человек воплощает лучшие черты чердынца — горячее сердце, крепкую веру, беззаветное служение Богу и непоколебимую верность православному царю», — рассказывает Ксения Шилова, директор Музея-школы имени императрицы Александры Феодоровны.

Пророческое пожелание

Несколько раз Серафим приезжал в Москву, где познакомился с княгиней Елизаветой. Фото: Журнал «Православная беседа»

Во время Первой мировой войны уралец уехал добровольцем на фронт, служил военным священником. Несколько раз приезжал в Москву, где познакомился с княгиней Елизаветой Фёдоровной — человеком глубоко православным. Внучка английской королевы, дочь герцога Гессен-Дармштадского, она приняла православие не в угоду своему русскому мужу, а потому, что была восхищена богатством его духовного содержания. Елизавета Фёдоровна была настолько великодушна, что нашла в себе силы посетить убийцу своего мужа в тюрьме — и простить его. В 1914 года она отправляется в паломническую поездку на Урал, где снова встречается с игуменом Серафимом.

Позже судьба опять свела игумена и княгиню: предвидя страшный исход, игумен ещё в 1917 году едет в Москву и предлагает вывезти её в Алапаевск, где у него есть хорошие связи в старообрядческом поселении. Но Елизавета Фёдоровна отказывается, боясь, что её побег вызовет репрессии в отношении её родных.

В мае 1918 года Елизавету Фёдоровну арестовали и выслали в Пермь. Уже оттуда её перевезут в Алапаевск — тот самый город, который когда-то мог стать для неё спасением.

Согласно историческим документам, во время последней встречи с ней Серафим предложил княгине укрыться от большевиков в убежище рядом с Белогорским монастырём. Но Елизавета Фёдоровна отказалась, внезапно попросив игумена похоронить её по-христиански в Иерусалиме.

Слова княгини оказались пророческими. В июле 1918 года большевики под Алапаевском заживо похоронили в заброшенной шахте членов дома Романовых и их близких, в том числе Елизавету Фёдоровну.

Дорога до Иерусалима

Весть о пропаже и возможной гибели потрясла священнослужителя, который во что бы то ни стало решил отыскать останки Романовых. Только с приходом белых войск Серафим попал на место трагедии. Он сам лично участвовал в поисках и извлечении тел со дна шахты.

«В условиях разгоревшейся гражданской войны на Урале игумен увёз из Алапаевска семь гробов с останками святых мучеников. Его подвиг длился два года — можно себе представить, каким опасностям подвергался игумен Серафим, вывозивший святыню из России, охваченной пожаром революции, — через Китай до Иерусалима!» — восхищается Ксения Шилова.

Транспортировка под палящим солнцем, столкновения с красноармейцами, томительные ожидания — Серафим выдержал все эти мучения ради обещания, которое он дал княгине. Членов царской семьи похоронили в Пекине. А местом последнего упокоения для Елизаветы стал храм Святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме, построенный великим князем Сергеем Александровичем Романовым.

Надгробие игумена Серафима в Иерусалиме. Фото: Журнал «Православная беседа»

Сам игумен Серафим до конца жизни остался в Иерусалиме. Ему был отведён небольшой участок поблизости от часовни, где позже он построил себе домик. Чердынец продолжал нести службу, постоянно молился, а также переписывался со своими знакомыми в России. 7 марта 1959 уральский священник скончался, так и не вернувшись обратно на родину.