Актёры из ночлежки. На роли в челябинском театре пригласили бомжей

Надежда Уварова / АиФ

Их шестеро — спившийся молодой человек; алкоголик с сахарным диабетом; женщина-инвалид с больным сердцем; хромающий мужчина средних лет с тростью; улыбчивый парень со шрамом на голове и инвалид-колясочник со строгими очками. Они не актёры, они — «Инвизибл пипл» (люди-невидимки) — те, кого в повседневной жизни не замечают. Они есть, но их как будто нет: кто видит рядом с собой, на улице, в транспорте «опустившихся», несчастных, больных, бедных?

   
   
Профессиональный режиссёр театра Дмитрий Фоминых делает из бомжей артистов. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Они есть!»

Здесь всё, как на настоящей театральной репетиции. Режиссёр, внимательно слушающий монологи героев, периодически останавливает их и делает замечания. Речь актёров — это не театральные монологи, написанные литераторами. Они рассказывают о своей жизни, страшной, безрадостной, о самом дне, на котором они ввиду каких-то причин оказались.

В начале проекта желающих принять участие было в разы больше. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Этот проект, «Инвизибл пипл» (Invisible People), зародился на Западе, — рассказывает куратор Жанна Чубенко. — На одной из подобных постановок в Лондоне побывал омбудсмен по Челябинской области Алексей Севастьянов. Он приехал в восторге, с идеей немедленно воплотить в жизнь такое действо и у нас. Такого ещё не было. Челябинск первым ставит пьесу с участием бездомных и инвалидов. Сейчас, пока идут репетиции, мы снимаем и реалити-шоу «Как это было». За время, проведённое вместе, все очень сдружились. Главная же задача — социализировать людей, оказавшихся в худших условиях. Вернуть их к жизни, помочь морально, материально, посодействовать в поиске работы и, главное, доказать всем нам: они не невидимы! Они есть!»

Актеры — инвалиды и бомжи. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Актёры из приюта

Севастьянов отправился в приют для бомжей в поисках талантов. Бездомные «актёры» сначала усомнились: а зачем оно нам надо? Им объяснили: помимо того, что за время проекта вы поверите сами в свои силы, обретёте внутреннюю свободу и «у вас вырастут крылья», спектакль станет обучающим моментом для преуспевающих людей нашего времени. Попытается возродить добрую традицию меценатства, помощи друг другу. Просто покажет, что «на дне» живут не какие-то противные опустившиеся люди, а такие же молодые, симпатичные, талантливые. Но им не повезло. И значит, надо просто помочь.

«Невидимые люди» станут видимыми на сцене. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

На первой же репетиции режиссёра, ассистентов и других претендентов буквально потряс один из пришедших на кастинг обитателей ночлежки. Игорь не просто читал свои стихи, а внятно, интонационно верно и чётко рассказывал длиннющие малоизвестные поэмы стихотворцев XIX века. Когда минут пять бомж читал Тютчева, у всех закрались сомнения: он точно бездомный, а не переодетый актёр? Однако Игорь выпал из проекта вскоре после его начала: здесь, как и в приюте, одно требование: не пить!

Попав в аварию, Дмитрий от пережитого страха спился. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

 

Герои написали сценарий своей жизни и сами его читают. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Не лишние и не худшие»

Все шесть участников проекта — достаточно ещё молодые, активные люди. Все они одиноки, не имеют семьи и близких. Наталья, 54 года, некогда работала, была вполне успешной. А пять лет назад в Сочи внезапно упала. В больнице ей поставили страшный диагноз «эндокардит», прооперировали и практически записали в «нежильцы». Сейчас женщина с инвалидностью второй группы пытается выживать на единственный доход в пенсию чуть больше пяти тысяч рублей. Владимир, чуть за 30. Успешный, подающий надежды спортсмен был несколько лет прикован к кровати после драки с хулиганами. Сам себя по крупицам огромным усилием воли поднял на ноги. Старается помогать таким же, как он, реабилитироваться, вновь начать жизнь. Игорь, 50 лет. Вёл разгульный образ жизни, лишился обеих ног. Собственный брат переселил в «тьмутаракань», откуда забрала добрая знакомая Лилия, которая тоже участвует в проекте. Главная задача Игоря Мантурова — обрести собственный дом. Сергей, около 30-ти. Рос в полной приличной семье. Был ухожен и любим, даже гиперопекаем. Всё изменилось в один миг, когда у парня нашли сахарный диабет. Его ровесник Дмитрий однажды попал в страшную аварию. Его лучший друг умер на глазах. Дима не смог пережить потрясения, попросту спился. А потом, когда потерял всё, включая жильё, уверовал в Бога и потихоньку карабкается вверх, в нормальную жизнь. Евгений, который, помимо собственной истории, ещё и аккомпанирует всем действующим лицам на гитаре, живёт в психоневрологическом диспансере. У Жени есть диагнозы, но нет жилья. Вернее, оно было, но он продал его, чтобы оплатить собственной дочери обучение в вузе. Теперь девушка живёт в общежитии, а отец не может похвастаться и этим.

   
   
Наталья — инвалид второй группы по заболеванию сердца. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Понять и помочь — главная цель проекта, — рассказывают организаторы. — Эти люди не лишние и не худшие. Их возвращение к нормальной жизни вполне возможно, надо только протянуть руку. И возврат этот будет, пусть нестандартным путём. Каждый из них за время проекта и спектакль обретёт собственную значимость и некоторую популярность».

Этот актёр живёт в психоневрологическом диспансере. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Играть на сцене с бомжами и инвалидами спектакль «Бременские музыканты» будут профессиональные актёры. Премьера, на которую приглашены представители власти, бизнесмены, предприниматели и меценаты, состоится 28 мая. Если жизнь хотя бы этих шестерых людей улучшится, проект станет постоянным и, возможно, выйдет на уровень всей страны.

Смотрите также: