В Советском Союзе большой популярностью пользовалась кинокомедия «Как украсть миллион» с Одри Хепберн и Питером O`Тулом в главных ролях. По сюжету картины папа главной героини промышлял тем, что продавал на аукционах подделки картин знаменитых импрессионистов.
Неоцененный талант
Аферист из фильма был талантливым художником, который, однако, посчитал, что мошенничество в искусстве принесет ему куда больше денег.
История из картины 1966 года спустя два десятилетия повторилась в реальной жизни. Правда, в отличие от сюжета фильма, заработать на коллекционерах решили два британца, а не талантливый одиночка.
Выходец из семьи фермера Джон Майатт с детских лет тянулся к творчеству. Еще во время обучения в художественной школе он удивлял друзей и педагогов умением очень точно копировать работы известных мастеров живописи. Делал Джон это исключительно ради развлечения, а не выгоды.
После окончания училища Майатт открыл собственную мастерскую, однако большого успеха не снискал. Тогда он переехал в Лондон и решил попробовать себя в роли поэта-песенника. Один из его текстов в исполнении певицы Дженет Кэй добрался до второго места в британских чартах, но успех оказался разовым.
Заказ «физика-ядерщика»
В итоге Джон к 35 годам махнул на все рукой, решив, что известности и популярности не добьется. Уехав в глубинку, он устроился на работу учителем рисования.
Но если не везет, то не везет во всем. Супруга художника оказалась женщиной ветреной, закрутила роман и бросила Джона с двумя маленькими детьми. Так Майатт оказался отцом-одиночкой, вынужденным хвататься за любую работу ради того, чтобы семья окончательно не скатилась в нищету.
Однажды художник вспомнил о юношеском увлечении копированием работ известных мастеров и дал объявление в газету, предлагая свои услуги. Подразумевалось, что человек, не имеющий средств на оригинал, может повесить у себя дома копию: и приятно, и недорого.
Вскоре появился покупатель, представившийся физиком-ядерщиком, преподавателем одного из университетов. Он заказал Майатту копию картины одного из голландских мастеров. Результат ему очень понравился, поэтому вслед за первым заказом последовал второй, затем — третий. Художник был счастлив, а «физик-ядерщик» стал его другом.
Все началось с Альбера Глеза
В действительности Джон Дрю физиком не был, но еще в юности так ловко подделал документы о своем образовании, что в течение некоторого времени смог проработать в Британском управлении по атомной энергии. Затем липовый физик сменил еще множество мест работы. Его регулярно разоблачали, но он переезжал на новое место и все начинал сначала.
Статус «ученого-физика» позволял Дрю быть своим в кругах британской элиты, и в общении с влиятельными дамами и господами аферист уяснил, что коллекционирование картин — сфера, где крутятся большие деньги. И Дрю захотел тоже отщипнуть себе кусочек от этого пирога.
Помог и Майатт. Ему предложили написать не копию, а картину в стиле французского основоположника кубизма Альбера Глеза. Художник не догадывался о том, что задумал «физик». А тот взял и выставил работу Майатта на аукционе Christie’s под видом доселе неизвестной картины Глеза. И заработал на этом 25 000 фунтов!
Секреты успеха
Дрю ничего не стал скрывать от Майатта, предложив забрать половину в качестве своей доли. Художник пришел в ужас, но опытный аферист Дрю быстро его переубедил. Он напомнил тезке о детях, сказав, что на легальных копиях Майатт никогда не заработает много денег. К тому же, как заметил Дрю, на аукционах картины скупают далеко не бедняки, так что их обманывать — это не самый тяжкий грех.
И Майатт сдался, согласившись писать «неизвестные картины» знаменитостей.
Половина успеха этой авантюры, безусловно, принадлежала Дрю. Он подделывал документы, создавая подделкам Майатта липовую историю, а затем, благодаря своим связям в музейных кругах, подбрасывал бумаги в музейные архивы.
Дрю создал себе репутацию коллекционера и мецената, отправляя деньги с продажи некоторых работ Майатта на благотворительность. Сам художник несколько раз порывался покончить с аферой, но партнер находил способы переубедить его.
Месть обиженной женщины
В итоге деятельность парочки продолжалась почти полтора десятилетия, пока Дрю не засыпался довольно банальным образом. Мошенник бросил одну женщину, чтобы жениться на другой. Обиженная дама, избавляясь от вещей бывшего бойфренда, наткнулась и на черновики поддельных документов, об уничтожении которых Дрю не позаботился. Мстительная барышня отнесла бумаги в полицию, которая начала расследование.
Майатт, арестованный детективами Скотланд-Ярда в сентябре 1995 года, сразу начал сотрудничать с полицией. Он сказал, что создал для Дрю около 200 картин, получив за эту работу в общей сложности 275 000 фунтов. Художник выразил готовность вернуть деньги.
Следователи довольно быстро поняли, кто был главной фигурой в дуэте. По самым скромным оценкам, Джон Дрю сумел заработать на этой афере около 1,8 млн фунтов. В отличие от Майатта он свою вину отрицал категорически, рассказывая следствию совершенно фантастические истории. Он называл себя то секретным агентом, то торговцем оружием, а своего напарника объявил... агентом неонацистского подполья.
Тюремный Пикассо
Полицейские скрупулезно проверяли его слова, убеждаясь, что Дрю вешает им лапшу на уши. Все его попытки увильнуть от ответственности провалились.
Эксперты признавались, что отследить судьбу всех подделок, написанных Майаттом, оказалось непросто. Да и музейные архивы потребовали серьезной проверки, поскольку было непонятно, сколько именно фальшивых документов успел разместить в них Джон Дрю.
В начале 1999 года суд вынес приговор мошенникам: художнику дали год лишения свободы, «коллекционеру» — шесть. После этого их дороги разошлись навсегда.
Джон Майатт в тюрьме получил прозвище Пикассо, за то, что рисовал портреты других заключенных, используя их в обмене по бартеру. Уже через четыре месяца он был освобожден за примерное поведение.
Исправился только один
Первоначально Майатт собирался вообще завязать с живописью, но один из полицейских, работавших по делу, попросил Джона... сделать копию картины известного художника, которую хотел повесить у себя дома. Разумеется, в легальном порядке.
А вскоре у Майатта не стало отбоя от заказчиков: после суда, о котором много писали в британских СМИ, нашлось большое количество желающих купить его работы, поскольку теперь уже и сам Джон стал знаменитостью.
Кроме того, он участвует в телешоу, выступая в качестве эксперта по подделкам, а также консультирует полицию в сложных случаях. Порой Майатту приходится сталкиваться со своими собственными работами, которые до сих пор не удалось выловить. Считается, что таких в различных коллекциях до сих пор десятки.
Что касается Джона Дрю, то он вышел на свободу через два года и вскоре взялся за старое. В 2012 году его осудили за обман пенсионерки, у которой он выманил все сбережения, составившие 700 000 фунтов. На сей раз рецидивисту дали 8 лет лишения свободы. Срок его наказания к настоящему времени истек, и, возможно, Дрю сейчас снова строит свои комбинации. Такие, как он, не меняются никогда.