А до смерти четыре шага... Ветераны вспоминают о военном времени

Фото: Жанна Кузнецова / АиФ

Накануне Дня Победы корреспондент «АиФ» побывал в пансионате «Коньково» для ветеранов войны Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

   
   

«Каким был бой — не помню!»

Анатолий Данилович Галицкий в 17 лет уже воевал под Вязьмой. Однажды перед боем старшина дал задание выпить 50 граммов «беленькой». «А я непьющий», — смеётся Анатолий Данилович. «Выпей! Бой будет. Слышишь, как тихо?», — вторил старшина. — «Ну, я и выпил, а потом одурел. Каким был бой — не помню. На утро вызывают меня и ещё троих друзей в штаб — нас представили к награде. Тогда я понял: пьяному море по колено!».

Лётчик Василий Фёдорович Нестеров мог умело «вертеться» в небе, создавая хитрую западню для мессершмиттов. «Не надо бояться ни погоды, ни того, что наверху над облаками, ни под ними», — дал совет полковник в отставке.

А Михаил Васильевич Юрченко попытался на фронте заменить погибшего брата, но его не спешили брать, так как он был прикреплён к ремонтному танковому заводу. Кстати, свою первую медаль Михаил Васильевич получил за трудовую доблесть на Саратовском 180-ом танкоремонтном заводе. «Приходит как-то вечером генерал (я тогда был помощником начальника штаба в звании лейтенанта) и говорит: «Хочу взять вас адъютантом». Я в ответ: «Почистить сапоги и погладить рубашку может и рядовой. А я на фронт хочу!». Вот так смело и дерзко дослужил он до 1971 года, получив звание полковника.

Александр Сергеевич Капралов воевал недалеко от города Мельзак в Восточной Пруссии, где за четыре месяца до победы погиб генерал армии И.Д. Черняховский. «В одной песни есть такие слова: «до смерти четыре шага», а тут она ещё ближе к нам была », — рассказывает Александр Сергеевич. Восстанавливая линию связи после обстрела, он чудом избежал снайперской пули.

«За Родину! За Сталина! За Сашку!»

Александра Петровна Манякова вспоминает своё голодное детство: «Нам всегда хотелось есть. Как-то собирая с братом ягоды, мы заблудились, попали на территорию запретной военной зоны. Борька заступился за меня, попросив дяденек не ругаться. Нам тогда выдали четыре сухаря!». В 12 лет маленькая Саша уже начала работать в цеху по ремонту танков. «Меня «забрасывали» в танк, где я убирала мусор. Норма по уборке в день — четыре танка, а перед самым отъездом домой — Орловскую область тогда уже освободили — я почистила десять танков. От усталости и холода так и уснула внутри, свернувшись клубочком и укутавшись в телогрейку. Меня нашли, подняли наверх. Вокруг стояла толпа военных. Прожекторы светили так ярко, что я начала жмуриться. Отвернула голову в сторону танка и вижу, как белой краской выводят: «За Родину! За Сталина! За Сашку!», — вспоминает Александра Петровна. — Учитесь любить Родину, ребята!».

Подводную лодку капитана первого ранга Анатолия Михайловича Галашкина пытались потопить три вражеские субмарины. Командир отдал приказ на срочное всплытие: необходимо уничтожить немецкие корабли и прийти живыми домой! «Наш план застиг врага врасплох. Они подумали, что мы уходим. Вот тут-то мы и ударили», — вспоминает подводник.

   
   

Валентина Сергеевна Можева всегда живёт по правилу: надо всё делать на «отлично». Днём маленькая хрупкая четвероклассница в госпитале ухаживала за ранеными, а вечером на заводе, работая по четыре часа, засыпала в пакеты горючую смесь. В одиннадцать лет девочка по распределению попала на фабрику полевого снаряжения, которая стала для неё вторым домом.

От воспоминания о параде Победы на Красной площади в мае 1945 года на глазах Валентины Сергеевны засверкали слезы. «Это было какое-то сумасшествие: люди плакали и танцевали, обнимались и смеялись. Стоишь с одними обнимаешься, а сзади тебя уже другие обнимают. Все были как родные».

«АиФ» поздравляет всех ветеранов с Днём Великой Победы и желает здоровья, благополучия и побольше счастливых мгновений в жизни! В подарок Дому ветеранов аифовцы передали «Детскую книгу войны». Впервые за 70 лет в одном томе собраны все дневники детей войны, которые удалось обнаружить журналистам «АиФ» — у потомков, бережно хранящих эти семейные реликвии, в архивах страны и у самих авторов, доживших до наших дней. Более половины из 35 дневников были опубликованы впервые.

Фото: АиФ/ Жанна Кузнецова

Подробнее вы можете ознакомиться с материалами книги по ссылке >>

Аудиоверсия книги >>

Справка
Пансионат «Коньково» для ветеранов войны Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы оказывает услуги стационарного социального обслуживания на условиях постоянного или временного проживания ветеранов и инвалидов войны, утративших по состоянию здоровья частично или полностью способность к самообслуживанию.