Столица в обмен на землю. Как бизнесмен фермером стал

www.russianlook.com / www.russianlook.com

 

   
   

Колхозное сознание

«Я теперь вообще не понимаю, как можно в городе жить, - говорит Александр, прихлёбывая грибной суп собственного приготовления. - Все нервничают, пробки, вечная беготня. А здесь, на земле, себя находишь. Можешь вздохнуть спокойно - и приняться за дело. Красиво каждый день, в любую погоду. Хорошо!»

На вопрос, почему тогда в эту благодать никто особо не стремится, фермер отвечает, что всему виной лень и колхозное сознание. «Делать никто ничего не хочет. Вот спросите у нашего крестьянина, сколько он собирает с огорода. Он скажет: сейчас пойду посчитаю. Немецкий же про каждую грядочку, про каждый свой кустик всё знает на зубок. А в советское время все привыкли воровать. Директора колхозов иногда так и объясняли, почему не платят зарплату: народ и так всё уносит домой - зачем платить? Да и госсубсидии растворяются неизвест­но где, до села не доходят...»

Все эти соображения и отсутствие специальных знаний о ведении сельского хозяйства не помешали Коновалову порвать с прошлым и вложить заработанный в бизнесе капитал в создание своей экофермы.

«Я был уверен, что супруга меня поддержит, но то, что обе дочки с детьми и мужьями променяют Москву на нашу деревню, стало настоящим откровением. Они обе окончили МГУ, могут работать где угодно. Поначалу я их проверял, нагружал сильно - думал, сломаются. Но нет. Каждая сейчас отвечает за своё направление. Кстати, и ручным трудом не гнушаются. У нас 6 работников из ближайшей деревни. Но, когда их не хватает, мы всей семьёй выходим собирать колорадского жука, например. На него, кстати, ещё индеек запускаем - хорошо щиплют!»

На экоферме «Коновалово» не используют никаких химикатов. И удобрений тоже, за исключением навоза своих же коров. Кормят их исключительно своим сеном - на соседнем лугу высеивают смесь из десятка трав. А летом они на лугу пасутся: скотина, если не гуляет, хандрит.

Как в консерватории

Вообще у коров здесь жизнь удивительная. На скотном дворе стоит шар-ловушка для слепней и оводов. 15 бурёнок свободно перемещаются по просторному стойлу. А в обед им включают... плазменный телевизор. Под звуки классической музыки они лежат и глазеют на экран, где показывают водопады, птиц, горы и моря... «От таких сеансов удой с каждой коровы увеличивается на 150 граммов в день», - докладывает фермер, который регулярно ездит набираться опыта на конференции в Европу.

   
   

«Я своими продуктами внуков кормлю, и мне важно, чтобы они были качественными. Знаете, если главная мотивация - деньги, успешный бизнес не построишь. Мне изначально хотелось, чтобы моя внучка - тогда она была всего одна - росла здоровой, питалась хорошо. Как с таким посылом дело могло не пойти?» И оно, конечно, пошло.

За полгода Коноваловы вышли на точку безубыточности. Выращивают овощи и фрукты, делают из них заготовки, производят молочную продукцию. У них есть дом для гостей, кафе, три собственных магазина и много постоянных клиентов. Недавно взяли большой кредит. «Всем трудно. За всё время от государства мы не получили ни рубля. Пытался оформить субсидию на трактор - отказали. Но у экофермерства в России может быть большое будущее. Если на таких, как мы, обратят внимание, страна совершит прорыв. Вот раньше мы были первыми в космонавтике. А сейчас в чём? А ведь 40 млн га сельхозземель у нас просто заброшены. Причём пустуют уже больше 20 лет. Это значит, что земля очистилась от химикатов, которыми её пичкали (по европейским стандартам, для выращивания экопродуктов пригодна почва, не удобрявшаяся химией три года). Это значит, что мы не только себя, но и мир можем своей экопродукцией накормить. Благо сегодня она крайне востребованна. Земля - вот наш клад и реальная возможность изменить экономику».

Смотрите также: