Отцы-олигархи: маму выбросить и забыть

   
   

Немудрено, ведь на их глазах в муках рождался капитал родителей. Способы его преумножения и сохранения довели кого до тюрьмы, а кого и до могилы. Страшнее всего, если богатство убивает семью, где с одной стороны - папа, с другой - мама. А дети - как разменная монета в их борьбе друг с другом за те же деньги. До души ли в этой войне…

«Мама, это бомба?»

Она: «Последний раз сын сказал, что Дашутка по ночам плачет и зовёт маму. Это так больно слышать! Но и радостно тоже: значит, дочка меня не забыла...»

Он: «…запугивала детей против меня, отца, била их ремнём с пряжкой, головами друг о друга и о стену…»

Она: «И я сказала им на ушко: «Вы только помните меня всегда и ждите, и однажды мы будем вместе».

Он: «…никогда не любила Сашу и Дашу, не заботилась, не кормила грудью…»

Его слова - из материалов суда. Её - из письма нам в газету. Они - бывшие муж и жена. А Саша и Даша - их дети. Трофеи, козыри, главные свидетели. Дети богатых родителей, у которых прошла друг к другу любовь.

Когда я приехала в Саратов, чтобы услышать историю Анны Степаниной, шёл 18-й месяц, как она была разлучена с детьми. Саша и Даша живут с папой в загородном коттедже в крупном сибирском городе, ходят в частную школу, ездят на Средиземное море, вообще счастливы, но плачут в подушку и писаются по ночам. Их мама живёт в деревне у родителей, пишет президенту о том, что бывший муж отнял у неё детей, и просит помочь.

Я постараюсь быть беспристрастной.

- Поженились мы по большой любви. От любви Саша родился, и Даша тоже от любви. Пётр работал в компании своей мамы, у неё сеть магазинов женской одежды, а я оставалась с детьми. Грудное молоко - до капли, ванночки, массажики, не дай бог - опрелость, каши - только через сито… А Пётр был весь в бизнесе, в поездках по заграницам. Пришли деньги - и что-то в нём поменялось. «Не могу я ездить на этой позорной «Камри», мне нужен джип «Прадо»! В Австрию - на горных лыжах, в Египет - на дайвинг… Мне говорил: «Ты из своего Мухосранска, ничего в жизни не понимаешь и вообще несовременная», а я правда не понимала, зачем нужен телефон со стразами, мне главное было, чтобы у Саши были уроки выучены… Он стал поднимать на меня руку: «Зубы выбью!» Дашутка хватала его за колени: «Не обижай мою маму!» Его стали видеть с девушками… Я хотела развестись, но муж не соглашался. Тогда я решила уехать с детьми к родителям в Саратов, заказала билет.

А Пётр, оказывается, прослушивал телефон… 30 декабря, мой день рождения, я провела с детьми. Вечером Пётр ударил меня ногой в спину, а 31-го утром увёз Сашу с Дашей отмечать Новый год в коттедж к его родителям. 2 января 2007-го муж забрал меня из дома с двумя санитарами в зелёных халатах. «Скорая» везла меня в «дурку», а в заднем стекле я видела фары его джипа. «Знала бы ты, сколько мне это стоило», - сказал он, когда меня повели вычёсывать вшей...

Птичка из золотой клетки, которая захотела на свободу. Наивная домохозяйка, которая встала на пути хозяина жизни. Такое не прощают.

«Он купит всех!»

- Это вообще сумасшествие! Бред больного человека! У неё в тот вечер стали стеклянными глаза и шла пена изо рта! - Я обещала быть беспристрастной и позвонила Петру Квасцову. - Тоже будете говорить, что новые русские с жиру бесятся? Я просто спасаю детей от матери! Они ей не нужны: это показуха, театр!

- Из больницы меня выписали с заключением: «реакция на тяжёлый стресс». Дома я не нашла ни детей, ни их одёжек. Ездила к коттеджу несколько месяцев, ходила вокруг высокого забора, звала детей… Они были дома: однажды мне даже удалось разглядеть Дашутку в окно. Я кричала под этим окном. А в доме включали пылесосы, чтобы меня не было слышно, и опускали жалюзи. Пыталась поймать Сашу на переменках в школе - охрана вызывала мужа, меня прогоняли, Саша всё видел и плакал.

Развод: она выписана из квартиры, нет денег, работы, зато есть справка из «дурки», и об этом знает весь город - папа сообщил: «У нас беда: мама сошла с ума». А таким детей не отдают. Мама попросила суд определить порядок её встреч с Дашей и Сашей. Папа - ограничить её в родительских правах. Суд ограничил: к делу была приобщена экспертиза - у Анны Степаниной «смешанное расстройство личности».

- Я боюсь, и правда сойду от этого с ума… Он думает, что может купить всех!

- Как вы ей верите, она же сумасшедшая!

Вышестоящий суд решение об ограничении отменил.

Я ей не верю. И ему не верю. Не имею права. Хотя поверить очень хочется Ане… Я звоню людям, которые знали семью. Директору детского сада, домашней нянечке, первой Сашиной учительнице, соседке, с которой вместе гуляли с детьми, родителям из класса, специалистам отдела опеки. Это очень важно, потому что Пётр Квасцов подал против бывшей жены заявление в милицию о жестоком обращении с детьми. Подал, когда дети 9 месяцев не жили с мамой. «Она их так запугала, что они только сейчас смогли сказать правду!» «Мама - ведьма; мне нужен охранник, а то вдруг она придёт», - говорил психологу и дознавателю 8-летний Саша Квасцов. Страшные вещи. Которых не могли не замечать взрослые. Но все эти люди заявляли под присягой: нежнейшая, заботливая мать, Саша и Даша бежали к ней на ручки, когда она забирала из группы, счастливые дети. Были. «После того как дети стали жить с отцом, весь коллектив заметил, что Саша часто стал выходить с урока, у него появился энурез, и вообще он изменился: боялся, что отец узнает о том, что на переменке приходила мама! Я спросила: «Саша, хочешь я попрошу её больше не приходить? А он ответил, что хочет маму видеть», - Сашина первая учительница.

   
   

- «Мама, а это не бомба?» - спросил Саша, когда я принесла ему «Лего»…

«Дети - это деньги»

- У Саши наблюдается резко отрицательное отношение к матери - я наблюдала его год назад, после развода, и сейчас, - сказала мне психолог, к которой водит Сашу отец. Её заключение есть и в суде. Он сам дал мне её телефон. Сказала - и вдруг как-то совсем не по сценарию добавила: - Удивительно, но все подобные экспертизы нам приходится проводить именно состоятельным людям, простые как-то и решают всё по-тихому…

Единственный человек подтвердил мне, что мать била детей. Анина домработница. «Почему же она не сообщала об этом вам?!» - спросила я отца. «Степанина пригрозила ей увольнением!» Сейчас человек, который скрывал побои детей из страха потерять зарплату, продолжает быть рядом с ними. Дело опять, наверно, в зарплате...

Я очень стараюсь быть беспристрастной. У меня не получается. Поэтому пусть говорят свидетели. Сергей Кузьмин, лауреат премии «За Честь и журналистское достоинство»: «Квасцов - из касты людей, для которых дети - это деньги, потому что если они остаются с мамой, то приходится делиться. Он делить своё состояние не хотел. И для этого все средства были хороши. А Аня поступила по-мужски: она пожалела детей, перестала приходить в школу, видя, как они страдают, разрываясь между мамой и папой».

У этой истории нет конца. Сейчас Анна Степанина пишет письма президенту о том, как деньги богатого мужа лишили её детей, и пытается пройти независимую психиатрическую экспертизу. Милиция выясняет, кто кого всё-таки бил. Саша и Даша живут с любимым папой благополучной жизнью с мыслью, что их любимая мама - сумасшедшая ведьма. Пётр Квасцов намерен и дальше спасать детей. Анна - делать всё, чтобы хотя бы их видеть, иногда целовать. Эта история закончится, только когда Даша и Саша вырастут, смогут не слушать взрослых и сами решать свою судьбу. Пусть тогда они прочитают эту статью. Я старалась быть беспристрастной. Но мне кажется, они всё поймут правильно.

Полина ИВАНУШКИНА,Саратов - Москва

От редакции: имена и фамилии главных героев изменены.

Саша Черногоров остаётся с мамой?

День, когда губернатор Ставропольского края Александр Черногоров объявил о своей отставке, стал одновременно счастливым и несчастным днём для его бывшей супруги Ирины Щукиной. 22 апреля Ставропольский краевой суд оставил в силе решение Ленинского райсуда, который удовлетворил иск Черногорова о проживании с ним 8-летнего Саши. Всё то время, что прошло после развода родителей, - с мая 2007 г. - ребёнок оставался с матерью.

- Сейчас я жду решения Ставропольского краевого суда, в который направила жалобу, - рассказывает Ирина Щукина. - На этот период исполнительное производство приостановлено, и сын проживает со мной.

Ирина надеется, что экс-губернатор уже не будет иметь столь большого авторитета в суде, и Фемида отнесётся к ней благосклоннее.

- Рассчитываю на то, что суд примет во внимание, что Черногоров сегодня безработный и обеспечивать ребёнка не в состоянии, - говорит Ирина.

Кроме этого, Ирина надеется отсудить у Черногорова 150 тысяч рублей, положенных, по её мнению, её сыну в качестве алиментов. И будет добиваться в суде изменения места жительства сына. Теперь уже в свою пользу.

Елена ДМИТРУК, «АиФ - Северный Кавказ»,Ставрополь

«Люблю обоих»

Вдова певца Жени Белоусова Елена после смерти мужа родила дочку от женатого друга, миллионера Виктора Бондаренко. Ей было 22 года, ему - 50. Спустя несколько лет Елена и Виктор поссорились. Лена, опасаясь, что дочь отберут, тайно увезла её в Америку. «Я люблю и маму, и папу и хочу быть с ними вместе», - говорила дочь Женя. В итоге, по слухам, родители всё-таки договорились между собой, и теперь Женя живёт с Виктором и регулярно видится с Еленой.

Борьба за детей: громкие истории

Яна Рудковская, продюсер Димы Билана, и её муж Виктор Батурин не смогли развестись без взаимных претензий. Им не удавалось не только поделить имущество, но и сыновей Николая и Андрея. Яна утверждала, что муж выгнал её из дома, она не имеет возможности видеть своих детей и заботиться о них. После взаимных обвинений, поданных друг на друга исков пару наконец развели. Дети остались с отцом, Яна может с ними встречаться.

Актриса Наталья Захарова уже много лет ведёт борьбу с французскими властями за свою дочь. В начале 90-х Наталья вышла замуж за француза и уехала к мужу. Родилась дочь Мария, но вскоре супруги развелись. Когда после очередной встречи с отцом Маша вернулась с синяками, Захарова написала на него жалобу. Он в ответ тоже обвинил её в насилии над ребёнком, и в итоге Машу поместили в приют, а затем - в приёмную семью во Франции, где Маша до сих пор живёт. Захарова уже 9 лет борется за дочку. В дело вмешивался даже президент Путин, который просил тогдашнего коллегу Жака Ширака обратить внимание на ситуацию. Однако до сих пор изменений в этой истории нет.

Несколько лет назад бывшая жена крупного бизнесмена Алексея Мордашова решила вспомнить, что при разводе супруг обделил их сына Илью - оставил только трёхкомнатную квартиру в Череповце, «девятку» и платил не слишком большие алименты. Елена заявила, что, учитывая миллионные доходы бывшего мужа, он мог бы быть более щедрым. Бывшей жене миллионера в борьбе за собственность удалось даже одержать несколько побед.

Жена другого миллионера, Владимира Савельева, Марианна вела неравный бой за троих детей. Тогдашний благоверный пытался упрятать её в психиатрическую лечебницу и отобрать детей - двух дочерей и сына. Последнее ему удалось. И несмотря на то что он вместе с детьми был объявлен в розыск, обращения во все инстанции не могли помочь матери воссоединиться с детьми. В конце концов женщине удалось дойти до самого президента Путина, что и помогло Марианне вернуть Мишу, Машу и Аню. Сегодня после восьмимесячной разлуки дети снова вместе с мамой и счастливы.

Комментарий специалиста

Светлана Тымкова, адвокат специализированного адвокатского бюро «Инюрколлегия», специалист по семейным делам:

- Пока судом не определено, с кем будет проживать ребёнок, родители имеют на него равные права. Поэтому если у вас конфликт по вопросу воспитания ребёнка, первое, что вы должны сделать, - обратиться в суд с иском об определении места жительства ребёнка с вами. Если конфликт из-за ребёнка возник за рубежом, срочно выезжайте с ним на родину - здесь легче отстоять свои права. Если же родитель после решения суда увёз детей за рубеж, найти его очень сложно. Легче, если со страной заключён договор о правовой помощи. Тогда есть шанс, что беглецы попадутся Интерполу.

В России детей чаще всего оставляют с мамой. Но если она борется за них с богатым мужем, то, увы, её шансы невысоки. Тут играют роль не столько деньги, сколько сложившаяся ситуация. Суд должен исходить из интересов детей и обычно отдаёт их тому, с кем они проживают в данный момент и кто о них заботится. Если это богатый отец и у детей прекрасные условия жизни, няня, частная школа, медобслуживание, то суд, скорее всего, оставит всё как есть…

От редакции

Самая большая ошибка родителей - втягивать в разборки между собой детей, играя на их чувствах, считает семейный психолог Марина Колодяжная. Ребёнок - это цель, смысл и радость жизни, а не средство. Российские миллионеры иногда «в интересах» любимого чада лишают его… мамы. Как бы нам лет через десять не пришлось писать о драмах в семьях состоятельных людей, когда неблагодарный сын отнял бизнес у отца или сдал его в дом престарелых. Подумайте об этом сегодня…

Смотрите также: