Лучшим пилотом столетия мужчины признали женщину

«Кем бы я ни была, главное - жена и мать»

Ещё в юности, когда окна общежития медучилища в сибирском Кургане выходили на лётное поле, она мечтала прыгнуть с парашютом  - и пошла в местный аэроклуб. Но вместо парашютного отделения по  оговорке судьбы «записалась на самолёты». До сих пор помнит первый настоящий полёт - как захватывало дух, а душа парила и, казалось, пела: «Это был самый невероятный полёт, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолёта...»

   
   

Через три года она стала чемпионкой России. А её тренер Леонид Солодовников - от которого у неё всё: техника пилотирования, почерк, шарм, сила и красота полёта, - стал её мужем. «С ним мы прошли через многое: слёзы и обиды на тренировках, горечь поражений и радость побед, короткую семейную жизнь... Он мой ангел-хранитель на небе».

Их молодую семью постигла трагедия: Леонид погиб… Он всегда говорил своей любимой: «Человек может простить, небо - никогда». А сам погиб на земле… Светлана, почерневшая от горя, с потухшим взглядом, продолжала летать. И уже одна поднималась на пьедесталы, каждую победу словно посвящая ему. 38 золотых медалей только с чемпионатов мира! Горе потихоньку отступало…

Про её технику пилотирования иностранные газеты писали, что она похожа на вышивание - настолько тонко и изящно выполняла Светлана все фигуры высшего пилотажа. Её «бочки», «петли», «колокола» - как серые строчки на голубой ткани неба… Если бы только зарубежные репортёры знали, чего стоят эти чудеса: и не благодаря, а вопреки чему совершаются!  «Государственной поддержки нет. Самолётов нет. Финансирования нет. Годовой налёт у наших лётчиков - 15 часов, а за рубежом - десятки часов! Легче перечислить, что у нас есть - энтузиазм и мастерство!» Она говорила об этом на самом высоком уровне - по очереди с обоими президентами. Но: «Выслушали вежливо, с пониманием, но безрезультатно». Сейчас Светлана работает в «ОКБ Сухого».

Её звали на Запад. Но она осталась дома - на богатой Родине с нищими духом управленцами, которым  нет дела до её побед. «Воспитание другое. Честь имею и Отечество тоже! Меня ведь быть лучшей научили на Родине, а не за бугром. Какой бы гениальной ни быть - там ты всё равно чужая. Где родился - там и пригодился, только вот пока не нужны ни моё мастерство, ни мой опыт…» Её ангелы-хранители на земле - дети: Пересвет и Есения. Сына со вторым  мужем Владимиром назвали так в честь русского богатыря и крестили в церкви рядом с мощами Пересвета. «Все мои победы - для детей! Кем бы ни была женщина, её единственное предназначение - быть матерью».

   
   

Несколько лет назад в Китае она приняла вызов - пролететь через узкое ущелье в горе. По легенде тот, кто сделает это, познает смысл. Ширина «игольного ушка» в горе - 30 м, размах крыльев её самолета - девять… Она пролетела -  под гром аплодисментов. «Смысл? Познала, - улыбается Светлана. - Всё просто: он в самой жизни, такой, какая она есть, единственной и неповторимой».

Смотрите также: