Рост размаху не помеха.Как маленький человек покоряет этот огромный мир

Не надо не бояться интересных приключений. Фото из личного архива Бориса Вольхина

Родители Бориса Вольхина были обычными людьми среднего роста. А их сын Боря и в десятом классе выглядел как первоклассник. Уже в детстве таким людям дают инвалидность I группы. Их грубо называют лилипутами или ласково - кукольными людьми. Самое лучшее будущее для них - работа в цирке, на потеху глазеющей публике. Сейчас, правда, с этой генетической проблемой практически покончено. Людям-малышам бесплатно выдают гормон роста, который во всём мире стоит колоссальных денег. Но во времена СССР такого препарата не было.

   
   

Был ли маленький Боря изгоем среди сверстников? «Нет, - вспоминает Борис Яковлевич. - Я был ловкий, драчливый, весёлый. Со мной ребята с интересом дружили. Много читал, даже на уроках. Раньше парты были с откидными крышками, и у меня внутри всегда лежал приключенческий роман. Какая там геометрия, когда у меня отряд белых только что напал на лагерь индейцев? На переменах я мастерски рассказывал одноклассникам о прочитанном. После школы окончил строительный техникум и поехал из Ташкента покорять Москву. Мама плакала. Но я не хотел всю жизнь оставаться её маленьким сыночком. Мне хотелось понять, чего я в этой жизни стою без всякой поддерж­ки. Где я только не жил, пока не получил угол в общежитии! Даже на Казанском вокзале. Первое место работы - инженер в Ж­ЭКе, последнее - начальник участка в Главмоспром­строе. Недавно подсчитал ради интереса: в паспортах было 26 штампов с пропиской по разным адресам».

«Говорите тише!»

Более сорока лет проработал Борис Яковлевич на столичных стройках. В его подчинении находилось до 600 человек. Здоровые дядьки штукатурили, таскали тачки с цементом, красили, белили, а Борис Яковлевич, доходящий им едва до пряжки ремня вместе с тульей шляпы, руководил, критиковал, принимал работу.

- Как же они вас слушались?

- Беспрекословно. Я никогда ни на кого не кричал. Когда говоришь тихо, все замолкают, пытаясь расслышать. Это чисто психологический приём. Можете попробовать сами. Вежливого человека никто не будет оскорблять. Вежливость - это уважение к собеседнику, каким бы он ни был по возрасту, социальному положению. Но с рабочими я никогда не вступал в споры, а брал с собой на прогулку по объекту (а мы ремонтировали посольства США, Франции, крупные универмаги) бригадира и пальчиком указывал на огрехи: вот тут криво, тут схалтурили, вот вчера ушли домой, а цементный раствор бросили - он засох. Всё, что сделано плохо, переделайте, пожалуйста. Хуже с испорченными стройматериалами. «На первый раз прощаю, - говорил я. - Замечу засохший раствор второй раз - составлю акт и стоимость вычту из зарплаты. Договорились?»

Второй раз, как правило, был. Но раз договорились, то я подсчитывал убытки и обязывал бригаду компенсировать их. И третьего раза не было никогда! Выволочкой трудовой дисциплины не добьёшься, только материальным стимулом, - делится опытом руководства бывший начальник.

Любовь к приключенческой литературе дала Борису Яковлевичу хобби на всю жизнь, которое затянуло его словно наркотик, - это страсть к путешествиям.

   
   

 

Фото из личного архива Бориса Вольхина

Весь мир у ног

Началась эта страсть ещё в школьные годы. Он объездил Среднюю Азию и Кавказ, Алтай и Крым. Легче перечислить места в республиках СССР, где не был, чем те, что отсняты на плёнку и описаны в дневниках. Сейчас в копилке уже 75-летнего Бориса Вольхина 139 стран мира. В списке Гваделупа и Кения, Чили и ЮАР, Перу и озеро Титикака, Новая Зеландия и Зимбабве, десятки стран, островов, рек, о местоположении которых знает не всякий учитель географии. Два-три раза в год Вольхин пакует чемодан. Брать старается по минимуму: таблетки, прибор для измерения давления, сшитый в ателье фрак, 8 кило фото- и видеоаппаратуры со сменными объективами. «Без фрака неприлично появиться на круиз­ном лайнере, а без съёмки досто­примечательностей нет смысла путешествовать», - считает Борис Яковлевич.

Откуда у пенсионера деньги?

- Продал всё, что мог, включая иномарку. Живу один, поэтому могу экономить. Пенсия с «инвалидными добавками» составляет 15 тысяч рублей. В путешествиях не хожу по магазинам, живу в самых дешёвых отелях, заранее покупаю самые «экономичные» билеты.

На подготовку к путешествию уходит два-три года. Одновременно разрабатывается до 8 маршрутов. Для этого пенсионер месяцами сидит в библио­теках и Интернете, заранее изучает достопримечательности, ищет самые выгодные маршруты передвижения из одной страны в другую.

- Дешевле за месяц посмотреть 8 стран, чем 8 раз по одной стране! - вот главное кредо путешественника.

В поездки он берёт с собой друзей и знакомых. Чем больше компания, тем дешевле обходится вояж и охотнее работает с группой туроператор, предоставляя различные скидки.

- За две-три тысячи долларов можно объехать пол земного шара! И пусть твоя каюта будет в трюме корабля - она ведь нужна только ночью, чтобы отдохнуть. А достопримечательности для всех сословий одинаковы. В планах на ближайший год - Антарктида, страны Северной Америки, ущелья реки Янцзы, - делится мечтами пенсионер.