Муртаза Рахимов: власть должна быть не только сильной, но и справедливой

Муртаза Рахимов. © / Алексей Никольский / РИА Новости

Прошло четыре года с тех пор, как первый президент Башкортостана возглавил благотворительный фонд «Урал», имеющий прямое отношение к резонансному сегодня делу «Башнефти». Неудивительно, что внимание к фонду как общественности, так и власти — особенное.

   
   

Людям во благо

Факты
Фонд «Урал» помогает развивать 18 видов спорта, вкладывая в это солидные средства. Особое внимание он уделяет детскому и массовому спорту.
- Наш благотворительный фонд - самый крупный в России. Он создан в 2006 году, сегодня его активы - это средства, полученные от продажи ТЭК республики АФК «Система», - поясняет Муртаза Губайдуллович. - Эти деньги не ушли на зарубежные счета или в чей-то личный карман, а остались в республике. В фонде аккумулировано около 61 млрд рублей, средствами управляет дочерняя организация - «Урал-Инвест». Фонд работает как Нобелевский: деньги размещены в российских банках, тело сохраняется, а проценты от банковских вкладов - это около 5 млрд рублей ежегодно - направляются на нужды населения республики и России. Кроме этого, около 1 млрд рублей в год отчисляем в бюджет региона в виде налогов.

Роман Сергеев, «АиФ»: На что тратятся деньги фонда?

Муртаза Рахимов: Деньги фонда - народные, и они работают во благо людей. Больным помогаем в лечении. Уже несколько тысяч детей с диабетом, ДЦП, онкологиче­скими и другими заболеваниями получили помощь. Обеспечиваем их лекарствами, инсулиновыми помпами, средствами реабилитации, ­оплачиваем дорогостоящие операции. Они нам пишут, что благодаря помощи фонда их жизнь обрела смысл.

Кроме помощи больным выделяем большие средства на строительство и ремонт больниц, роддомов, физкультурно-оздоровительных комплексов, и не только в городе, но и на селе. Замечу, что когда мы строим или ремонтируем какой-то объект, то обязательно оснащаем его современной мебелью и оборудованием. В Уфе есть медицинское оборудование, которое не имеет аналогов в России. А, как вы понимаете, от быстроты и точности диагноза зависит не только качество лечения, но и человеческая жизнь.

Не забываем и о ветеранах войн, особенно Великой Отечественной. С каждым годом их становится всё меньше. К 70-летию Великой Победы завершим строительство ещё одного корпуса республиканского госпиталя ветеранов. Он нужен, потому что мест в старом госпитале, который мы тоже отремонтировали и оснастили оборудованием, не хватает. На новый корпус фонд выделил 450 млн рублей. Я часто приезжаю к нашим ветеранам, общаюсь, и мне приятно видеть, что они лечатся в лучших условиях.

Не оставляем без помощи людей, пострадавших в стихийных бедствиях. Вспомните наводнение в Краснодарском крае или ураган в Башкирии - фонд протянул руку помощи пострадавшим. Ведь от таких бед никто не застрахован.

   
   

Вклад в будущее

- Знаю, что для бюджетников вы тоже немало сделали…

- Да, поддерживаем учителей, врачей и других бюджетников. Ещё в 2009-2010 годах для них по­строили четыре больших посёлка более чем на 3200 домов. Люди, много лет жившие в общежитиях, смогли купить по доступной цене собственное жильё. Но провести коммуникации в дом - для них неподъёмная ноша. Так вот, фонд помог, оплатив проведение газа, воды и отопления на сумму более 310 млн рублей.

Качественное образование - это вклад в будущее России. Только в 2014 году около 20 тысяч одарённых детей получили поддержку. А сколько построено детских садов, школ, других учреждений! И их мы тоже стараемся полностью оснастить.

Я горжусь всероссийским фотографическим проектом - выставкой «С чего начинается Родина?». Она - о простых людях, которые живут и работают в нашей стране и любят свою Родину. Экспонировалась в Музее Москвы и регионах весной 2014 года.

Сегодня как никогда все мы остро понимаем ценность мира. Украина, события в Париже не могут не волновать думающих людей. А мир во всём мире складывается прежде всего из согласия между народами разных вероисповеданий. И в этом вопросе наш фонд играет не последнюю роль. Рекон­струированы 46 православных храмов и 3 монастыря, ведётся строительство Соборной мечети в Уфе - третьей по размерам в Европе, восстановлено историческое здание лютеранской кирхи и т. д.

- Получается, что работа весьма масштабная, а ведь фонд больше всего знают как генерального спонсора хоккейного клуба «Салават Юлаев»...

- Да, потому что это на слуху. Но «Салават Юлаев» - только верхушка айсберга в ещё одном направлении нашей работы. Кроме этой команды есть «Батыр» и «Толпар» (это первый и второй дивизионы МХЛ), есть «Торос» - это ВХЛ. Их мы тоже финансируем. А начинается всё с поддержки фондом дворового хоккея и дет­ских команд, в которых играют более 7 тысяч детей. Такая «хоккейная вертикаль» позволяет готовить своих игроков для профессиональных команд, не делая ставку на легионеров.

Башкортостан - бессменный мировой лидер по мотоспорту, и он получает поддержку. Благодаря нашей помощи спортсмены-инвалиды прославляют Россию в составе паралимпийских команд. Вообще фонд помогает развивать 18 видов спорта, уделяя особое внимание детскому, массовому спорту. Дети не болтаются на улице, не курят, не пьют в подъездах, а занимаются в секциях.

Подушка безопасности

- А производственные проекты у вас есть?

- Да, есть и такие. «Урал-Инвест» через банковскую систему поддержал создание и помогает в развитии крупнейшему в стране птицеводческому комплексу им. М. Гафури. Его знают под маркой «Индюшкин» (объём капиталовложений - более 4 млрд рублей). В 2014 году комплекс вышел на проектную мощность 30 тыс. тонн мяса в год. Согласитесь, такие проекты сегодня важны для обеспечения продовольственной безопасности страны.

- То есть, по сути, «УРАЛ» - это своего рода резервный фонд Башкирии?

- Совершенно верно. В фонде сосредоточен объём средств, равный примерно половине бюджета Башкортостана, это такая подушка безопасности.

- Как вы взаимодействуете с правительством республики?

- С правительством работаем конструктивно. Оно, как и мы, заинтересовано в эффективном использовании возможностей фонда на благо людей. На днях руководство республики согласовало план работы фонда на I квартал 2015 года, сейчас начинаем вместе его реализовывать.

- Муртаза Губайдуллович, не возникает ли вопрос перевода активов фонда в бюджет республики? Может, так будет проще и эффективнее работать?

Нажмите для увеличения

- Такую идею иногда предлагают. Но, во-первых, это будет как раз неэффективный способ использования средств - деньги окажутся просто «размазанными», и получится лишь единовременный эффект, а в целом это не по-хозяйски. Бюджет необходимо пополнять за счёт повышения эффективности производства, привлечения инвестиций, другими интенсивными методами. Ну а во-вторых, такая схема передачи средств юридически невозможна.

По-башкирски «хаир»

- Каковы ваши нынешние отношения с АФК «Система»? Она ведь подала в суд на ООО «Урал-Инвест» и требует возврата денег?

- Да, в своё время эта компания купила нашу республиканскую нефтянку за 64 млрд рублей (в такую сумму тогда оценили «Башнефть»). Потом всего за три года владения заработала 190 млрд рублей дивидендов. Много? Да, много. Вроде бы должны быть довольны. Но они требуют возмещения убытков. А какие убытки при таких дивидендах?

Вообще же люди задаются вопросом: благотворительность - это ведь безвозмездное пожертвование, по-башкирски «хаир», как его можно забрать?

Допустим, суд примет решение отдать деньги фонда Евтушенкову. Что тогда будут делать тысячи больных детей, для которых мы стали единст­венным шансом на спасение? Инвалиды, малоимущие? Больницы, школы, спортивные секции, да и все остальные? Ведь республиканский бюджет с растущим его дефицитом не сможет взять на себя все эти обязательства.

Поэтому я верю в справедливость и разум. В свою страну. Сегодня как никогда власть в России должна быть не только сильной, но и справедливой.