Мир Интернета взорван криками: почему рабочий люд, видя нереальное повышение курса доллара и евро, не выходит на Красную площадь выковыривать булыжник?! На самом деле объяснение такое: для простого человека мало что изменилось. Как раньше у него не было возможности выехать за пармезаном в Европу, так и сейчас... А многие даже чувствуют удовлетворение: теперь все сравнялись и «этим буржуям запретили наконец на заграничные курорты выезжать». Известный писатель Эдвард Радзинский уверен, что русскому человеку именно это и нужно - равенство. А вовсе не свобода.
Время Золотое?
- Эдвард Станиславович, на фоне сложных современных реалий всё больше людей ностальгируют по СССР. Мол, тогда была надежда, стабильность.
- Это вечная история человеческая - что рай был где-то прежде... В России при большевиках было желанное равенство - у большинства одинаково «не было». Деньги имели малую цену. Имело значение положение. Были люди, которые имели право на пайки, на гастроном номер такой-то. И другие 90%, которые этого не имели. Но зато каждый день было достижение - достали! «Достали», «выбросили» - любимые слова эпохи. И весь день проходил под знаком побед: идёшь мимо магазина, а там выбросили салями или «Виолу» - какая удача, достал!
- Но зато тогда существовала нравственность. На ТВ не было «Дома-2» и т. д.
- Мне смешно, когда говорят о советских моральных устоях. На самом деле было обычное безнравственное время, какими были все человеческие времена. Только всё тогда было прикрыто ханжеством, притом всеобщим. Но если в век героев социалистического труда разврат скрывали, то нынче, в век героев капиталистического труда, им гордятся.
- В Малом театре была премьера - «Театр Императрицы» по вашему произведению. Чем актуальна личность Екатерины II сегодня?
- Пьеса о событиях конца XVIII в., написанная несколько лет назад, оказалась современной. Волнуют зрителя не только по-прежнему злободневные реплики («Нам хлеба не надо, мы друг дружку едим и тем сыты бываем» или «В России чиновник за дело не берётся, если не может украсть половины»), но и многие рассуждения Екатерины о власти.
Причём удивительный эффект - слова, сказанные императрицей после Французской революции, я считал весьма ретроградными. Но зрители их сопровождают аплодисментами...
Сейчас в Москве поставили и другой спектакль по моей пьесе «Лунин, или Страна рабов». Поразительно, эта пьеса о декабристе при большевиках была запрещена к исполнению во время государственных праздников. Нельзя было играть её и в дни партийных съездов… Пьесу о революционере! (Смеётся.) Пьесу о свободе. О жажде вольности… Да, Лунину нужна свобода. Он задыхался в империи деспота. Андрей Дмитриевич Сахаров, когда находился в ссылке в Горьком, смотрел телеверсию этой пьесы. В его мемуарах есть рассказ о впечатлении. «Но всегда в империи находится тот, кто говорит «нет», - цитирует он слова Лунина из спектакля. - Да, это «нет» всеобщему рабству!..» Впрочем, большинству людей свобода не нужна. Им нужно равенство. А равенство - это совсем другое...
- А почему наш человек так к этому тяготеет?
- Это у нас вечное - раскулачить кулака, расказачить казака, разъевреить олигарха. (Улыбается.) И поделить всё поровну. Бердяев писал с сожалением, что идея уравнения и распределения важнее у нас творчества и созидания. Создавать - второе. А главное - это «поделить поровну».
- Вы не раз говорили и про другую нашу национальную черту - нетерпимость к инакомыслию. Верите, что можно развить в российском человеке толерантность?
- Главное наследство от Иосифа Виссарионовича - «кто не с нами, тот против нас». Он вбил это в гены. Отсюда такое остервенение в Интернете. Отсюда такая жажда оскорблять и, когда это возможно, преследовать. Если два шведа сядут на скамейке и один из них будет считать, что убитый премьер социал-демократ Пальме был эффективный менеджер, а другой, что он бездарь и подрывал экономику, они не будут оскорблять друг друга. Они просто поймут, что у них разные мнения. При этом выслушают (что самое важное) друг друга и, пожав руки, разойдутся… У нас, к сожалению, в споре истина часто умирает, но зато рождается ненависть. Общество считается здоровым только тогда, когда оно толерантно.
Мы тут не одиноки!
- Сейчас все только и говорят о далеко не лучшем положении экономики в нашей стране. Президент сказал: кризис будет продолжаться 2 года, но у многих экономистов прогнозы более печальные...
- «Что случилось?» - этот вопрос задают себе все страны, входящие в глобальную мировую систему экономики. Как произошло, что просвещённые, с высокими технологиями страны Европы, которые казались образцом процветания, оказались вдруг обедневшими? Что делали политики? Каков грех в этом новых технологий, включая Интернет? Вопрос, который раньше всегда интересовал Россию, - кто виноват, - сейчас интересует весь мир. Кто виноват? И кто должен платить за вину? Банки, как считают многие, потому что в результате банковских спекуляций всё и произошло. На самом деле это длинная цепь событий, связанных друг с другом. Это неумение совладать с новыми экономическими реалиями. Это огромное увеличение населения. Это африканские страны, которые включаются в экономическую глобальную систему, не имея к ней никакого отношения. Это огромная пропасть между богатыми и нищими странами. Это... Это... Ещё много, много причин. Но сейчас на нас (а следовательно, и на мировой экономике) повисла новая чудовищная гиря - санкции... Выдержит ли это мир сегодня?
- По-вашему, человечество не движется в сторону прогресса?
- Движется - и это бесспорно. И это два движения. Одно - в сторону космоса. А другое - в сторону обезьяны. Причём второе - с пугающей скоростью.
— У Радзинского недавно с успехом прошёл вечер в Зале Чайковского. Но, кажется , прежде вы объявили, что больше выступать не будете...
— Да, каждый раз хочу закончить с выступлениями. Но потом послушаешь, что говорят и пишут — и уже не можешь сдержаться... Так что у меня в ноябре —декабре 2014 года было три вечера. Первый — в Новосибирске, где в большом зале Филармонии я читал (скорее, играл) свою пьесу о Моцарте с хором и оркестром.. В эти дни в городе выступали Репин, Мацуев, Плетнёв. Воистину — царство Музыки. И была потрясающая атмосфера в переполненном зале... Потом я выступал в Петербурге во ДК имени Горького, где сидело 2200 человек. И, наконец, в Москве в Зале Чайковского — полторы тысячи зрителей... И всюду — большинство — молодежь... Я рассказывал о нашем парадоксе — о «Царстве женщин» — о пяти самодержавных императрицах... Три часа длится выступление и три часа в этих полных залах будто никого не было — такая стояла потрясающая тишина! Скажу честно: был счастлив!
— Вы были одним из самых востребованных драматургов, пьесы Радзинского ставили великие режиссёры Товстоногов, Эфрос, Гончаров и новая волна знаменитостей — Виктюк, Фокин... Потом вы стали автором исторических книг, изданных крупнейшими издательствами буквально во всем мире, потом завоевали телевидение, получив четыре «Тэффи». А сейчас покушаетесь на концертные залы... Признайтесь, вы не устали всё время «штурмовать» новые вершины?
— Всё, что вы рассказали, ко мне нынешнему не имеет никакого отношения. Нынешний я только начинаю...